XLVI Международная филологическая научная конференция

Венецианский текст в очерках В. Ф. Ходасевича

Дарья Александровна Сухоева
Докладчик
ассистент
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Анна Альбертовна Арустамова
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ольга Владимировна Соболева
Докладчик
доцент
Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ауд. 188
2017-03-16
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В. Ф. Ходасевич, венециана, природное/искусственное, живое/мертвое, паломник/турист.

Тезисы

Исследователи «венецианского текста» в русской литературе (Л. В. Лосев, Н. Е. Меднис и др.), рассматривая стихотворения В. Ф. Ходасевича о Венеции, не останавливались на подробном анализе «итальянских» очерков писателя («Город разлук. В Венеции», «Ночной праздник. Письмо из Венеции»). Оба очерка Ходасевича характеризуются тем, что в них писатель отходит от романтической традиции изображения Венеции в русской литературе.
Этот город кажется писателю не только мертвым и неромантичным, но и искусственным. Если современники Ходасевича не делали акцентов на искусственности Венеции, то в его произведениях ненатуральности города отводится важное место.
Писатель делает акцент и на искусственности карнавала, которая обусловлена огромным количеством иностранных туристов, наполняющих Венецию и требующих развлечений.
Ходасевич-прозаик одним из первых русских писателей рисует образы венецианских туристов. Здесь следует подчеркнуть отличие образов, связанных с Венецией, в творчестве Ходасевича-поэта и Ходасевича-прозаика. Ходасевич-поэт близок большинству поэтов серебряного века, которые чувствовали себя паломниками, ощущали поэтическое освобождение в Венеции. Однако в прозе Ходасевича появляются обыватели, современные туристы, образы которых наделены рядом негативных коннотаций.
Можно сказать, что очерки Ходасевича о Венеции развенчивают венецианский миф начала XX в. Венеция в прозе писателя утрачивает свой романтический ореол, обытовляется, становится миром искусственным и мертвым.
Библиография
Лосев Л. В. Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru:8080/inostran/1996/5/losev.html (Дата обращения: 20.01.2017).
Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск, 1999.