XLVI Международная филологическая научная конференция

Проблемы исследования функционирования пунктуации в англоязычном научном дискурсе

Татьяна Геннадьевна Евтушенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

182
2017-03-16
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Пунктуация, научный дискурс, научный текст, английский язык, функциональный потенциал.

Тезисы

Изучение функционирования пунктуации в англоязычном научном дискурсе предполагает анализ существующих печатных и электронных текстов,  не все из которых проходят рецензирование. Комплекс пунктуационно-графических средств, включающий собственно-пунктуационные и типографские средства,  и их функциональный потенциал в английской научной прозе подробно представлены в словарях и справочниках [Kirkman, 2006]. Однако анализ материала позволил выявить разрозненность и непоследовательность в употреблении пунктуационных средств в современных научных текстах на английском языке.
Многоплановость исследования предполагает учет ряда факторов, обуславливающих эту непоследовательность: 1) правила английской пунктуации носят рекомендательный характер, что допускает варьирование употребления знаков в схожих грамматических конструкциях; 2) в зависимости от наличия/отсутствия рецензирования тексты демонстрируют разный уровень соответствия существующим стандартам; 3) значительная часть текстов составляется исследователями, которые не являются носителями английского языка; 4) в разных жанрах и областях научного знания отдается предпочтение разным пунктуационным моделям; 5) издательства выдвигают разные требования к типографскому оформлению текста.
Описание существующих тенденций в целях определения статуса пунктуационной системы и поиска оптимальных пунктуационных моделей для выражения коммуникативного намерения автора в интернациональном научном дискурсе представляется возможным с применением методов компьютерной и корпусной лингвистики и психолингвистичекого эксперимента.
Библиография
1. Punctuation Matters Advice on Punctuation for Scientific and Technical Writing By John Kirkman. London and New York: Routledge, 2006. — 160 p.