XLVI Международная филологическая научная конференция

Театр в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка и актерских мемуарах второй половины XIX в.

Юлия Владимировна Клочкова
Докладчик
доцент
Екатеринбургский государственный театральный институт

25
2017-03-17
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Актер, театр, беллетристика, мемуары, провинция.

Тезисы

Основанием сопоставления прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка и актерских мемуаров стали следующие факторы:
1. Тема русской театральной действительности занимала воображение Мамина-Сибиряка с первых писательских опытов. В произведениях 1880 — начала 1890-х гг. он воссоздает картины уральской театральной старины и современного ему театра. Такой полноты театральной жизни XIX в. не дал ни один писатель этого периода. Осознавая огромное значение театра, Мамин-Сибиряк чаще показывает его неприглядную изнанку: горькую участь актера, особенно провинциального, пошлость отношения к нему публики, закулисные интриги, нечестность и цинизм антрепренеров.
2. Во второй половине XIX в. возникает феномен «пишущего актера», стремящегося сохранить недолговечное театральное искусство хотя бы в воспоминаниях. В докладе рассматриваются мемуары А. И. Шуберт, М. Г. Савиной, П. А. Стрепетовой, В. Н. Давыдова. Написанные примерно в одно время, они воссоздают театральный мир 50–70-х гг. Важно, что эти актеры некоторое время служили в труппе известного антрепренера П. М. Медведева.
3. Актерские мемуары помогают осознать правдивость изображения Маминым-Сибиряком театральной жизни, совпадая подчас в изображении конкретных ситуаций, например, ярмарочного театра в уральском городе Ирбит. И в беллетристике, и в мемуарах актер осознается как зеркало социума, жертва и одновременно порождение его нравов. Однако если в произведениях Мамина эта тема становится центральной, то в мемуарах уделяется внимание творчеству, сложности и радости актерского труда. Сатирические интонации писателя в мемуарах часто сменяются юмором, особенно у Давыдова. Сочетание текстов художественных и мемуарных позволяет увидеть многоликость и разнообразие русского театра второй половины XIX в.