XLVI Международная филологическая научная конференция

«Город прогресса — город новизны»: официальный образ города и способы его конструирования (на примере Приштины, вторая половина ХХ в.)

Денис Сергеевич Ермолин
Докладчик
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2017-03-15
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Приштина, Косово, символическое нациестроительство, урбанизм, контент-анализ, идеологический месседж.

Тезисы

В докладе рассматриваются способы конструирования и репрезентации официального образа Приштины (Косово) с конца 1940-х до 1989 г. В качестве источников были использованы в основном публикации в газете «Рилиндья», а также тексты путеводителей и информационных брошюр по Косово, изданных в указанный период. Особое внимание уделяется анализу стратегий мемориализации Народно-освободительной войны в Югославии и легитимации действий, направленных на создание нарратива о «светлом будущем», и их реализации в рамках городского пространства. После Второй Мировой войны Приштина постепенно впустила в свои границы урбанизацию нового типа, с принципиально иным пониманием и осмыслением пространства. Социалистическая урбанизация в Косово включалась в масштабный процесс распространения новых моральных и социальных норм (направленных на секуляризацию общества) среди «застывшего в средних веках» населения, повседневность которого отныне подчинялась необходимым власти сценариям: посещение библиотек, музеев, домов культуры, занятие спортом и т. д. Актуальность исследования заключается в том, что оно предлагает всестороннее рассмотрение механизмов конструирования и трансляции официального нарратива с элементами пропаганды в реалиях социалистической Югославии. Данная проблематика и задает теоретическую рамку исследования — за основу берется критический анализ визуальной и текстовой информации с учетом исторических, политических и социокультурных контекстов. Первичный анализ текстового и визуального контента источников позволяет сделать вывод, что способ подачи информации и выбор объектов и видов для публичного тиражирования далеко не случаен — за этим, как правило, прочитывается ясный идеологический месседж, целью которого является формирование совершенно определенного лица города.