XLVI Международная филологическая научная конференция

Технологии, слепота, мораль…: роман Энтони Дорра «Весь невидимый мир»

Юрий Викторович Стулов
Докладчик
доцент
Минский государственный лингвистический университет

198
2017-03-16
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Пулитцеровская премия, американская литература, исторический роман, моральная слепота.

Тезисы

Роман Энтони Дорра «Весь невидимый свет» (Anthony Doerr. All the Light We Cannot See, 2014) сразу стал бестселлером, продержался в списке газеты «Нью-Йорк таймс» 36 недель и принес автору Пулитцеровскую премию. О событиях Второй мировой войны написано так много, что кажется, будто все самое важное уже сказано. И, однако, роман сорокатрехлетнего американского писателя написан столь просто и так пронзительно, что он не отпускает читателя, сталкивая на романном пространстве тех, кому открыт свет мира, и тех, кому не дано его увидеть. Цепь параллельно развивающихся виньеток сталкивает слепую французскую девочку и немецкого подростка, которые оказываются втянутыми в водоворот военных событий. Одновременно идет история умирающего от рака немецкого офицера, который ищет легендарный алмаз «Море огня», дарующий бессмертие его обладателю, но ввергающий мир в пучину бед. Нравственным камертоном служит сестра подростка Ютта, которая интуитивно отвергает нацистскую идеологию. Все истории пересекутся в июне 1944 г., во время бомбардировки нормандского городка Сент-Мало войсками союзников, а их последствия еще долго будут отзываться в жизни новых поколений. Слепота физическая противопоставляется слепоте нравственной, когда человек не в хочет вникнуть в суть происходящего, что позволяет манипулировать сознанием огромных человеческих масс. И маленькая девочка оказывается сильнее не сознающей своей губительной силы массы. Действие романа свободно перемещается в пространстве, возвращаясь в 1934 г., уходя в 1960-е гг., показывая, сколь многое в судьбах Европы определяется самой чудовищной войной в ее истории. В докладе предполагается проанализировать как художественный мир романа, так и связь между прошлым и настоящим, техническим прогрессом и его манипуляциями ради мирового господства.