XLVI Международная филологическая научная конференция

Выражение побудительных авторских интенций в материалах журналистов сербской газеты «Политика»

Анна Николаевна Жаворонкова
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет, Управление по связям с общественностью


2017-03-17
15:45 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

Автор, СМИ, публицистический текст, воздействие.

Тезисы

Обращение к языку медиа представляется актуальным в связи с природной спецификой средств массовой информации, часто именуемых «зеркалом общества», что неслучайно, ведь именно в медиапространстве — структуре открытой и гибкой, фиксируются изменения, происходящие в языке; отчетливо заметны актуальные языковые тенденции, связанные с самопрезентацией в тексте автора-журналиста. Доклад посвящен выявлению специфики речевого выражения авторского начала в современном публицистическом тексте путем анализа стилистических средств, которые в своей речевой практике используют журналисты старейшего общественного-политического издания Сербии — газеты «Политика». Материалом для исследования послужили тексты, опубликованные в издании в период с 30 августа по 1 ноября 2015 г. В докладе проанализированы наиболее яркие текстовые фрагменты с использованием наиболее частотных стилистических средств, куда вошли как синтаксические (риторические фигуры, цитация, использование вставных конструкций), так и лексические (грубые и обсценные выражения, языковые клише, трансформированные фразеологизмы и авторские идиомы) средства создания выразительности в тексте, а также образные лексические средства, в частности — метафора. Анализ примеров использования стилистических средств и подсчет частотности их употребления в публицистическом тексте показал широкую употребительность (62 % из 100) риторических фигур, самой частотной среди которых стал повтор. Данное наблюдение позволило зафиксировать характерные для современной сербской периодики языковые тенденции, связанные с выражением авторского начала, которое характеризуется стремлением автора к активизации читательского сознания, доминированием в журналистском тексте побудительных интенций.