XLVI Международная филологическая научная конференция

Роман Д. М. Пэрри «Багровое царство» и «Мы» Е. Замятина. Интертекстуальные связи

Анатолий Евдокимович Ануфриев
Докладчик
профессор
Вятский государственный университет

198
2017-03-14
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Интертекст, идеологема, образ-символ, жанр антиутопии, хронотоп, сюжетная организация, социально-философская проблематика.

Тезисы

Роман американского писателя Дэвида М. Пэрри «Багровое царство: Социал-демократическая фантазия» был опубликован в Санкт-Петербурге в 1908 г. Сопоставление текстов «Багрового царства» и «Мы» позволяет считать роман Пэрри одним из источников романа «Мы». Замятин творчески использовал и трансформировал некоторые фабульные ситуации, образы и символы романа Пэрри.
Пэрри изобразил фантастический подводный мир (некую Атлантиду или Багровое Царство), куда попадает его герой. Все стороны жизни в ней регламентированы постулатами Государственного Катехизиса и законами инспекторских Ведомств (Сна, Времени, Брачных Дел, Призваний, Словоговорения, Этикета, Еды). Их предписания придают жизни граждан «правильность часового механизма». В романе «Мы» существование каждого «нумера» целиком зависит от Часовой Скрижали, «сердца и пульса Единого Государства».
Атлантида Пэрри отгорожена от всего остального мира Кристальной Стеной. Такую же роль выполняет и Зеленая Стена в романе «Мы».
Пространство Атлантиды симметрично расчислено, оно состоит из одинаковых казарм-общежитий. Геометрически правильные проспекты созерцают и жители в романе «Мы». В романе Пэрри герои утратили личные имена, каждому из них присвоен номер.
«Багровое царство» и «Мы» объединены не только сходными сюжетными ситуациями (герои романов показаны в их отношениях с тоталитарным социумом, вступают в конфликт с ним), образами-символами (Палата Древностей — Древний Дом, багровые туники — юнифы, словомеры — мембраны), идеологемами (Правители — Благодетель, Инспектора — Хранители, номера — нумера), но и заключенной в них жанровой структурой антиутопии.
Итак, фабульные и жанровые параллели, родство героев, система сходных идеологем позволяют сделать вывод об интертекстуальных перекличках романов Пэрри и Замятина.