XLVI Международная филологическая научная конференция

Использование имен собственных для формирования лингвокультурных ценностей в процессе преподавания филологических дисциплин иностранным студентам

Ирина Владимировна Панасюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2017-03-21
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Имена собственные, аллюзия, лингвокультурные ценности, английский язык, преподавание, иностранные студенты.

Тезисы

Процесс подготовки иностранных студентов бакалавриата на английском отделении филологического факультета предусматривает не только изучение английского  языка наряду с русским, но усвоение культурных ценностей обоих языковых сообществ, которые в значительной мере представлены именами собственными. Как показывает опыт преподавания курса стилистики английского языка иностранным (главным образом китайским) студентам, наиболее трудно ими усваивается раздел курса, посвященный изучению аллюзий, поскольку многие имена собственные, выполняющие в тексте аллюзивную функцию им неизвестны. К наименее известным следует отнести имена мифологических, библейских персонажей, а также имена писателей и литературных героев. К числу более известных относятся имена политических деятелей и современных знаменитостей (актеров кино, спортсменов). Дополнительную сложность нередко вызывает английское  произношение  имен, а также установление англо-русских соответствий. В докладе представлена программа обучения аллюзивному использованию имен собственных, построенная с учетом их частотности в англоязычных художественных и публицистических текстах. Для каждого имени собственного дается транскрипция и русский эквивалент, а также текст-дефиниция, раскрывающий его аллюзивный смысл. Далее проводится работа с литературными текстами, в которых пропущены имена собственные в аллюзивной функции, которые студенты восстанавливают, опираясь на контекст. В заключение студентам предлагается найти свои собственные примеры, используя разнообразные источники текстов, а также, по возможности, провести параллели с родным для студента языком.
Апробация данной программы показала повышение мотивации и активности студентов, а также улучшение результатов выходного тестирования.