XLVI Международная филологическая научная конференция

Персонаж и характер: амбивалентность образа киногероя

Виктория Андреевна Фомина
Докладчик
доцент
Московский Городской Психолого-Педагогический университет

1000
2017-03-21
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Драматургия, герой-медиатор, сюжет, гештальт, амбивалентность ген.

Тезисы

Киногерой заведомо уникален. Ю. Лотман рассматривает киносюжет, как переход границы между мирами; героем становится единственный персонаж, способный эту границу пересечь. Он либо мотивирован сильнее других (должен идти), либо лишен иного выхода (не может остаться). Претерпев ущерб или недостачу (В. Пропп), герой переходит запретную черту и попадает в другой мир, но и там оказывается иным. Амбивалентность образа является характерной чертой персонажа, облик и поведение которого должны содержать признаки обоих миров, тогда, находясь по любую из сторон границы, он будет иным, нездешним, «не от мира сего» (Ин.18.36). Принцип создания такого образа: зримое противоречие героя миру, делающего любой его жест и поступок непредсказуемым… Персонаж-медиатор всегда вынужден играть чужую роль, Бергсон назвал это свойство внутренним препятствием. Внутренний конфликт персонажа служит механизмом для создания самоиграющих ситуаций, в частности, комических, а также для поляризации окружающего пространства. Характер киногероя проявляется как свойственная ему дилемма, которую он решает в пользу той или иной полярности, что согласуется с теорией амбивалентности ген. В начале ХХ в. Сонди, исследуя династии по произведениям Достоевского пришел к выводу, что преступники и святые часто принадлежат к одному роду. Позже ученые выделили ген, который отвечал за агрессию и пассивность крыс. Биологи подтвердили, что гены амбивалентны. В образе Чарли сочетаются черты аристократа и бродяги, а двуликая героиня Бунюэля сводит с ума партнера,  демонстрируя попеременно распущенность и невинность, олицетворяемые двумя разными актрисами. Монтаж дает возможность довести амбивалентность черт до буквального раздвоения персонажа. В «Персоне» И. Бергмана черты героинь соединяются в коллаж-лицо.