XLVI Международная филологическая научная конференция

Травелог второй степени: «Письма из Норвегии» Исидоры Секулич как претекст книги о Норвегии Виды Огненович

Анна Геннадьевна Бодрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

211 ауд
2017-03-14
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Исидора Секулич, Вида Огненович, травелог, путешествие, интертекстуальность, гипертекст.

Тезисы

«Путешествие в травелог» («Putovanje u putopis», 2004) В. Огненович (р. 1941, Ognjenovi) было написано 90 лет спустя после выхода в свет «Писем из Норвегии» («Pisma iz Norveke», 1914) сербской писательницы И. Секулич (1877–1958, Sekuli), ставших претекстом рецепции культуры «другой» страны — далекой от Сербии Норвегии, представления о которой благодаря Секулич стали неотъемлемой частью сербского культурного кода. Помимо обширного метатекстуального пласта (рефлексии о путешествии и жанре травелога, о восприятии «Писем из Норвегии», о роли Секулич в сербской литературе, о полемике Секулич с критиком Й. Скреличем) в произведении Огненович содержатся «Письма Исидоре Секулич из Норвегии», в которых автор в эпистолярной форме обращается к своей предшественнице и рассказывает ей о предпринятой поездке по Норвегии — Огненович, подробно изучив норвежский маршрут Секулич, решила его повторить и поделиться с воображаемой Секулич своими впечатлениями. Оказалось, что хотя многое в ритме и образе жизни норвежцев ХХI в. изменилось (поезда едут быстрее, население в норвежских городах разрослось, появились новые постройки и т. д.), описанные Секулич особенности норвежцев (отзывчивость, стоицизм, скромность, музыкальность, любовь к свету, цветам, литературе) представляются Огненович актуальными по сей день. Гипертекст Огненович предлагает не только новое прочтение травелога Секулич, ставшего настольной книгой сербских эмигрантов в Норвегии, но и содержит смелое предположение, что «Письма» Секулич были адресованы Скерличу, который позже назовет писательницу «скандинавствующей», осудит за отсутствие патриотизма. Таким образом, сочинение Огненович с его интенсивными интертекстуальными связями и элементами палимпсеста является образцом постмодернистского травелога.