XLVI Международная филологическая научная конференция

Актуальные процессы современного русского синтаксиса

Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кинозал
2017-03-16
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Аналитическая тенденция, синтаксические процессы, современная русская проза.

Тезисы

До сих пор актуальные процессы русского синтаксиса (упрощение, сжатие, контаминация единиц, дезинтеграция и интеграция их составляющих, ослабление синтаксических связей, формирование новых синтаксических единиц и др.) не рассматривались на широком современном текстовом материале. В современной русистике, в отличие от не потерявших своей значимости исследований 60–70-х гг. прошлого века, внимание уделяется в основном очевидным средствам выражения аналитизма (парцеллированным, вставным, номинативным конструкциям) и его компенсации (союзам, дейктическим элементам и т. п.).
Чтобы понять новое в синтаксисе, необходимо преодолеть схоластику его статического изучения. Поставленная проблема не может быть решена только как сугубо грамматическая, вне ее рассмотрения в зеркале современного текста, в силу коммуникативной природы самого синтаксиса. Анализ актуальных синтаксических процессов требует также выхода в социальную и культурную проблематику, но при этом тенденции синтаксического развития не могут интерпретироваться как непосредственное отражение тенденций социокультурных.
Обращаясь к данной проблеме, следует учитывать аспекты диахронии и синхронии, различать новации и нарушения нормы. Влияние синтаксиса других языков (прежде всего английского), устно-разговорной стихии, разумеется, расшатывает литературную норму, что находит отражение в разнообразных синтаксических «неправильностях» Л. Петрушевской, В. Маканина, В. Пелевина, Д. Рубиной, О. Негина, А. Звягинцева и др. авторов. Но на этот процесс можно смотреть и шире — как на их стремление актуализировать синтаксические аномалии текста, продемонстрировав тем самым сдвиги в мировосприятии автора и читателя.