XLVI Международная филологическая научная конференция

Е. Ф. Карри — респондент и адресат. Из переписки начала ХХ в.

Александр Владимирович Наумов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-15
11:00 - 11:25

Ключевые слова, аннотация

Карри, Подобед, русская опера, Первая мировая война, МХТ, провинциальный театр.

Тезисы

Оперная и камерная певица Елена Федоровна Карри (1868–1932) — персона, не слишком заметная в истории отечественного вокального искусства, однако, и не совсем забытая исследователями: ее имя упоминается в связи с таким важным явлением отечественной педагогики, как «школа П. А. Лодия» в Тифлисе, а также при характеристике знаковых постановок Большого театра рубежа XIX–XX вв. («Троянцы» Г. Берлиоза, «Хованщина» М. Мусоргского). Голос Карри был записан на грампластинки, и это выгодно отличает ее от многих современниц, искусство которых дошло до нас только в восторженных рецензиях и воспоминаниях. Личность артистки, посвятившей столичным и провинциальным сценам более 20 лет, весьма примечательна — она яркий представитель «шаляпинской» плеяды певцов-актеров.
Архив Е. Ф. Карри, хранящийся в фонде ее сына, актера и режиссера П. А. Подобеда в РГАЛИ, включает, помимо ряда обычных биографических документов, еще и колоссальное эпистолярное собрание за период 1902–1929 гг. Спектр проблем, обсуждаемых корреспондентами, очень широк: это и быт провинциальной сцены начала XX в., и столичная театральная жизнь: оставив подмостки, Карри поселилась в Москве и активно посещала премьеры в опере и драме, особенно в МХТ, директором которого был ее сводный брат, Вл. И. Немирович-Данченко. С началом войны переписка активизировалась (Подобед был офицером флота), запечатлевая спонтанные реакции весьма неглупых и просвещенных людей на события и суждения. Эпистолярный комплекс Карри-Подобеда дополняется материалами мужа певицы — композитора С. А. Халатова, а также семейного архива ее невестки — балерины Л. К. Редега; эпоха революций и войн предстает в виде хроники, тонко синтезирующей личное и общественное.