XLVI Международная филологическая научная конференция

Аксиологические аспекты выстраивания характеров в трагедиях Дж. Драйдена

Лариса Валентиновна Сидорченко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2017-03-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Драйден, аксиологические аспекты, зарубежная литература, английская драма, протагонист, Шекспир.

Тезисы

Джон Драйден (1631–1700) внес существенный вклад в формирование в Англии жанра героической пьесы, являющейся по его определению, «разновидностью трагедии». Он представил в ней не только порочные и добродетельные персонажи, но и смешанный тип характера, отказываясь следовать за французским классицистическим образцом в виде однотонного характера. Честолюбивых героев он приводил к насильственной смерти (Максимин, Линдаракса, Морат), полагая, что поведение протагониста должно соответствовать веку, стране и достоинству персонажа. Примеры подобных характеров он находил у Шекспира. Драйден пытался превратить протагониста в представительную фигуру с помощью духовного воспитания. Об этом свидетельствует поведение Альманзора («Завоевание Гранады испанцами»), исправившегося благодаря советам Альмахиды и Духа матери. Это содействовало благополучной развязке его судьбы, тогда как «Королева индейцев» и «Император индейцев» завершались самоубийством протагонистов, в рамках античного стоицизма проявляя свободную человеческую волю (Земпоалла, Монтесума). Однако персонажи в «Дон Себастиане» (1689), обнаружив, что они брат и сестра, ушли в монастырь замаливать свой грех. Драйден был убежден в том, что именно мораль движет фабулу трагедии, а персонаж выступает как иллюстрация моральных установок. Он полагал, что возбуждение у зрителей восторга является способом очищения страстей, как и предписанные Аристотелем ужас и жалость.
Трагедии Драйдена отразили его размышления над эпикурейскими правилами построения характеров с их стремлением к счастью, но не через эпикурейское спокойствие, а через активное состояние души. Драйден продемонстрировал это в авторской экспликации самоубийства героев в случае непереносимого бедствия, как он представил в своих трагедиях и переделках шекспировских пьес.