XLVI Международная филологическая научная конференция

Игра с читателем в рассказе В. Пелевина «Ника»

Дмитрий Кириллович Баранов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

1000
2017-03-15
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Пелевин, постмодернизм, игра, повествовательная стратегия, повествовательная структура.

Тезисы

Доклад посвящен анализу характерного для В. Пелевина рассказа «Ника», неоднократно становившегося объектом исследовательского интереса. Бросающейся в глаза особенностью рассказа является то, что читатель неизбежно обманывается, до последнего предложения воспринимая рассказ о кошке героя как рассказ о девушке.
В докладе рассматриваются незамеченные ранее особенности структуры текста, которые позволяют по-новому взглянуть на его смысл.
Так, при внимательном прочтении выясняется, что все существующие в рассказе отсылки к другим произведениям призваны не только запутать читателя, но и намекнуть ему на истинную повествовательную структуру «Ники».
Главной особенностью этой структуры оказывается «зазор» между героем, повествователем и имплицитным автором, каждый из которых преследует свою цель.
Герой безуспешно пытается понять внутренний мир своей кошки, чтобы познакомиться с другим взглядом на реальность.
Повествователь также хочет взглянуть на мир по-новому, увидеть его в большей полноте, но при этом осознает ограниченность своего взгляда традицией русской литературы и пытается эту традицию отрефлексировать, чтобы выйти за ее границы, проведя мысленный эксперимент. Именно повествователь строит рассказ как загадку: намекает потенциальному читателю на правильный ответ, и в то же время запутывает его, играя с естественными нормами построения речи. При этом текст повествователя выполняет в первую очередь автокоммуникативную функцию.
И герой, и повествователь, и автор сталкиваются с тем или иным коммуникативным барьером, но автор не пытается его преодолеть. Напротив, автор, признающий равноправие разных точек зрения на мир, понимает неизбежность возникновения такого барьера. Дидактичный автор обманывает реального читателя, для того чтобы научить его своему спокойному отношению к миру.