XLVI Международная филологическая научная конференция

Кинотворчество Григория Александрова как пародирование фильмов Сергея Эйзенштейна

Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет

25
2017-03-20
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Г. Александров, С. Эйзенштейн, «Весна», «Иван Грозный», карнавал, пародия.

Тезисы

Уже в своем первом самостоятельном кинопроизведении — музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934, Мосфильм) Григорий Александров пародирует в сцене драки музыкантов aпокалиптический строй эйзенштейновской «Стачки» (1924, Первая госкинофабрика), завершающейся съемкой бездыханных тел. Творчество Александрова и в дальнейшем развертывается как ориентированный на Голливуд смеховой подрыв советского революционного киноавангарда. Карнавализованный отклик на работы Сергея Эйзенштейна достигает кульминации в фильме «Весна» (1946, Мосфильм), снятом в жанре музыкальной комедии и сотканном из отсылок к обеим сериям «Ивана Грозного». Доклад, в составлении которого приняла участие Н. Я. Григорьева, посвящен подробному сопоставительному анализу «Весны» Александрова и последнего фильма Эйзенштейна — задуманного в трех сериях «Ивана Грозного» (1944–1946 / 1958, Мосфильм, ЦОКС), закончить который режиссеру не удалось.