XLVI Международная филологическая научная конференция

Деформированный субъект в немецком литературном экспрессионизме

Юлия Геннадьевна Тимралиева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

213
2017-03-14
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Экспрессионизм, субъект, деформация, деперсонификация, деиндивидуализация.

Тезисы

Человек (действующий субъект) является ключевым звеном языковой картины мира художественного произведения. Его сущность, его мысли и переживания, его действия и состояния образуют основу художественного повествования.
В экспрессионизме, пережившем свой расцвет во втором десятилетии ХХ в., проблема взаимодействия человека с окружающим миром осмысляется через призму научно-технического прогресса, резко меняющего привычный уклад жизни. Одной из ключевых антитез экспрессионизма становится противопоставление живой и неживой материи в эпоху зарождения машинной цивилизации; одной из ключевых проблем, — потеря свободы и индивидуальности, «обезличивание», «обездушивание», «овеществление» людей в условиях урбанизации и построения общества потребления с новыми ролями и отношениями, основанными не на духовном, а на материальном.
Неотъемлемой чертой экспрессионистской поэтики становится деформация субъекта, находящая свое выражение на всех уровнях языковой структуры: как в семантике слов и смысловом наполнении образов, так и в грамматическом строе произведений. Ключевыми способами субъектной деформации в экспрессионистских текстах становятся:
  • неполноценность субъекта;
  • неполнооформленность субъекта;
  • самоотчуждение (раздвоение) субъекта;
  • трансформация (видоизменение) субъекта;
  • деперсонификация (овеществление) субъекта;
  • деиндивидуализация субъекта;
  • снятие границ между отдельным субъектом и его окружением.
Выраженная объективация субъекта в экспрессионизме встречно поддерживается выраженной субъективацией объектов окружающего мира, что приводит к выраженным семантическим сдвигам  в субъектно-объектных отношениях.