XLVI Международная филологическая научная конференция

Оппозиция «свой-чужой»: власть предрассудков и конфликт ценностей

Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-03-17
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Оппозиция «свой-чужой», ценности, конфликт ценностей, стереотипы, предрассудки.

Тезисы

Несмотря  на предполагаемые современной культурой достаточно широкие рамки терпимости, проблема взаимоотношений англичан и выходцев из мусульманских стран не теряет своей остроты. Мощный поток мигрантов вызывает у многих коренных англичан резко отрицательную реакцию на «чужих». Большую роль  при этом играют  предрассудки, которые  выступают в виде установок предвзятого или враждебного отношения к представителям определенных этнических групп и их. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Любой молодой человек азиатской внешности воспринимается как  опасное «пугало», the tabloid archetype of a contemporary bogeyman. В сознании многих англичан автоматически выстраивается следующая цепочка: …the magic words were Pakistani national living in London. Pakistani meant Muslim. Muslim meant suspicion. Такой человек подозрителен, непредсказуем и потенциально опасен. Эмоциональным источником предрассудков является испуг и неопределенность, возникающие в результате фрустрации. Такое эмоциональное состояние ведет к т. н. «смещенной агрессии», поиску «козла отпущения», что находит свое выражение в сочетании  an excuse to go paki-bashing, содержащем уничижительно-оскорбительную лексему paki. Выбор номинации зависит от ситуации и ее участников; интересны комментарии персонажей относительно различия между словами Asian  и Asiatic, последнее из которых имеет отрицательную коннотацию. Особого внимания заслуживает относительно новое понятие apologetic racism. Материал исследования подтверждает, что многие стереотипы и предрассудки основываются на наличии негативных чувств в отношении членов чужой группы, воспринимаемых  как носители ценностей, угрожающих базовым ценностям собственной группы.