XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ идеального мужчины в современной отечественной (поп-)музыке

Андрей Владимирович Кокорин
Докладчик
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Кинозал
2016-04-21
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается первый и хронологически наиболее близкий к современности эпизод из истории формирования образа идеального мужчины в массовой культуре. Объектом изучения послужила репрезентация этого образа в отечественной популярной музыке последних полных двух лет. Автор привлекает к анализу не только тексты преимущественно «женских» песен, но и клипы на них, а также делает предварительные выводы об актуализировавшихся в последние годы доминантах в изображении идеального мужчины в популярной музыке и их истоках, обнаруживаемых в общественной культурной жизни мирового сообщества.

Тезисы

Явления современной массовой музыкальной культуры еще не введены в широкий научный оборот, и объясняется это многими причинами. Не останавливаясь здесь на разборе этих причин, отметим, что под «современными» мы понимаем тексты тех популярных песен, которые были и остаются повсеместно тиражируемыми на протяжении последних 25 лет (1990–2015  гг.). Некоторые из них, конечно, конъюнктурны, однако надолго закрепляются в памяти услышавших их людей.
В рамках данного доклада мы исследуем последний, наиболее близкий к современности этап формирования образа идеального мужчины в популярной песенной лирике. В качестве материала привлекаются тексты песен преимущественно последних двух лет, причем не только музыкального жанра «поп», но и некоторых других, — таким образом проводится терминологическая граница между понятиями «популярная музыка» и «поп-музыка».
Для установления смысловых доминант в образе идеального мужчины нами рассматриваются не только тексты песен, но и клипы, их сопровождающие.
Анализ упомянутых выше источников в историческом контексте общественно значимых событий позволяет сделать выводы не только о том, каким в популярной музыкальной культуре предстает идеальный мужчина, но и об истоках формирования его образа.