XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Реализация метафоры «Загореться посмертно, как слово» в фильме А. А. Тарковского «Ностальгия»

Елена Сергеевна Палкина
Докладчик
студент 4 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет

2-у
2016-04-19
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

А. А. Тарковский при создании своих фильмов часто обращался к литературе. В основе двух его фильмов лежат романы, стихи русских поэтов нередко вплетаются в художественную ткань его произведений. Особое место в творчестве режиссера отведено поэзии его отца — Арсения Тарковского. Взаимодействие двух видов исскуств, двух творческих сознаний создает уникальный мир кинематографа Андрея Тарковского, дополнительное пространство его интерпретации.

Тезисы

Для кинематографа А. А. Тарковского характерно обращение к природным стихиям. Во всем творчестве режиссера наибольшее внимание уделено водной стихии, но в фильме «Ностальгия» равную значимость получает и стихия огня. Огонь — один из общих мотивов поэзии Арсения Тарковского и кинематографа Андрея Тарковского — является ключевым как для стихотворения «Меркнет зрение сила моя…», включенного в кинотекст, так и для самого фильма. Лирический герой стихотворения переживает экзистенциальный кризис. Он чувствует, как уходят его духовные силы, а вслед за ними и физические. Во второй строфе появляется мотив смерти, воплощенный в метафоре горящей свечи («Я свеча, я сгорел на пиру»). Эта смерть должна стать показательной для людей. Это смерть ради истинной жизни других, смерть как протест против бездуховной жизни. Сам образ будущей смерти воплощен в выразительной метафоре смертельного огня, которая завершает стихотворение: «Загореться посмертно, как слово».
В нашем докладе мы проследим реализацию этой метафоры в фильме А. Тарковского «Ностальгия» и попытаемся дать некоторые интерпретации. Первая визуализация метафоры представлена в фильме параллельно с чтением стихов: в старом затопленном храме рядом с Андреем Горчаковым горит сборник стихотворений Арсения Тарковского. В этот момент загорается посмертно поэтическое слово, слово художника. На наш взгляд, это один из кульминационных моментов фильма, свидетельствующий о внутреннем кризисе героя.
Второй и самой яркой сюжетной реализацией данной метафоры оказывается публичное самосожжение Доменико. Проповедническая предсмертная речь в этом эпизоде и есть то самое слово, которому суждено посмертно загореться. Главная идея речи Доменико — призыв людей к объединению, попытка указать людям на несовершенство их жизни, призыв одуматься и, возможно, избежать Апокалипсиса (от которого Доменико семь лет укрывал свою семью). Сам акт самосожжения оказывается попыткой искупление греха человеческого. Эта же попытка реализована в заключительной визуализации поэтической метафоры — в жертвоприношении главного героя Андрея Горчакова.
Таким образом, семантика поэтической метафоры расширяется в процессе синтеза искусств, а детальное прочтение кинотекста открывает нам новые интерпретации произведений разных видов искусств.