XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Новелла в финской литературе: развитие жанра до наших дней

Екатерина Викторовна Звездина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

199
2016-04-20
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе проводится анализ жанра новеллы в финской литературе, акцент делается на периоде наиболее активного развития «короткой прозы» (lyhytproosa) в конце XX в. и чертах, отличающих финскую новеллистику от устоявшейся европейской формы жанра. Рассматривается также положение новеллы в современном литературном пространстве Финляндии: борьба за читательскую аудиторию и предпосылки к возникновению необходимости такой борьбы. Краткая иллюстрация перспективы динамики жанра проводится на материале творчества двух авторов: Розы Ликсом и Яри Ярвеля (сборники последних лет).

Тезисы

Жанровый канон европейской новеллы, ведущий свое развитие от средневековых латинских exempla, анекдотических устных рассказов и итальянских новелл эпохи Возрождения, предполагает краткую форму, насыщенное сюжетное содержание, острую интригу и неожиданную развязку — пуант. В финской литературной традиции новелла (и «короткая проза» вообще) с самых ранних этапов была полем для авторских экспериментов, здесь уже модернистские произведения XX в. вошли в классику жанра. Какие же черты объединяют современную короткую прозу в один жанр? Как отразились в ней мировые литературные течения?
В 1980-е гг. финская новелла отошла от общих традиций жанра как в построении, так и в содержании. Лена Крун, обратившаяся в своем творчестве к роману-мозаике, стала ярким представителем общей тенденции к сюжетному объединению новелл, серийности и построению новеллистических циклов. Относящаяся к тому же периоду короткая проза Розы Ликсом («Tyhjän tien paratiisit» [«Рай пустых дорог»], 1989) объединялась в сборники через композиционный эксперимент, и для определения принципа взаимосвязи компонентов необходим детальный анализ.
В XXI в. финская новелла приобретает новые черты под влиянием общих европейских модернистских течений, часто создаются произведения на стыке лирики и эпоса — лирическая короткая проза, близкая к очерку. Очерковые черты находят выражение в творчестве Розы Ликсом, Юхи Сеппяля и Петри Тамминена. Можно говорить о развитии особого поджанра новеллы, которому литературный критик Мерви Кантокорпи в 2000 г. дала определение «pätkis» («pätkäproosa» — 'прозаический отрывок'), подчеркнув при этом, что пионером данного жанра можно считать Розу Ликсом.
Несмотря на живость и динамику жанра, во втором десятилетии XXI в. роман в силу ряда причин обошел новеллу по популярности среди читателей. Для возрождения интереса публики к «короткой прозе» литературное общество Nuoren Voiman Liitto в 2013 г. запустило коммерческий проект, итогом которого стала публикация сборника «Novelli palaa!» [«В путь!»]. В сборник вошли 22 новеллы разных современных авторов на заданную тему («Путешествие»), в том числе и произведения писателей, представляющих собой два «полюса» современной финской новеллистики — Розы Ликсом и Яри Ярвеля. Творчество Яри Ярвеля продолжает сложившиеся композиционно-сюжетные традиции новеллы, Роза Ликсом же — автор с постмодернистским сознанием, чьи произведения отличаются радикальной новизной.