XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотивно-тематический комплекс как средство циклизации в сборнике рассказов «Осенний полет таксы» М. Кетро

Евгения Сергеевна Богомолова
Докладчик
студент 3 курса
Тюменский государственный университет

188
2016-04-19
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Объектом данного исследования является цикл М. Кетро «Осенний полет таксы», представляющий собой печатный вариант публикаций автора в «Живом журнале». Порядок, в котором располагаются рассказы цикла, существенно отличается от хронологии их появления в интернете. Это свидетельствует о том, что у текста электронного и текста «бумажного» разные принципы функционирования. В результате анализа циклообразующих элементов доказывается, что при подготовке издания автор выстраивала рассказы исходя из возрастающей в них степени концентрации мотивов.

Тезисы

В начале XXI в. компьютеризация литературы предстала как культурный феномен; в результате в современной прозе обозначилась тенденция использовать личный дневник как жанр сетевого общения. Этот процесс породил обратную ситуацию, когда произведения блогеров начинают «переводиться» в книжный формат. Примером подобного рода текста является цикл рассказов М. Кетро «Осенний полет таксы», созданный по материалам  публикации в «Живом Журнале». Примечательно, что при подготовке издания писатель нарушила хронологию рассказов, объединив их в микроциклы, которые не были предусмотрены сетевым вариантом. Очевидно, что такая трансформация стала необходимым следствием переноса текста в иную среду: сетевая литература спонтанна, в то время как «печатной» литературе присуще целеполагание. Измененный порядок репрезентации событий обусловил выдвижение гипотезы исследования: печатный формат издания концептуально отличается от сетевого текста единством замысла, воплощающегося через циклообразующие мотивы и образы и последовательно реализующего основные идеи автора. Гипотеза находит подтверждение благодаря анализу микроцикла «Дюжина маленьких рассказов», который демонстрирует последовательность развития мотивно-образной структуры, а потому может быть определен как репрезентативный для всего цикла. Так, одним из принципов группировки рассказов внутри циклических единств является сохранение повествовательной структуры, — типичной формы нарратива для блог-литературы («Я-ситуация»). Сквозной мотив одиночества в микроцикле генерирует все прочие мотивы. Возникнув в первом рассказе («Игуана»), далее он поддерживается мотивом неразделенной любви («Записки у плеча») и затем соотносится с хронотопическим мотивом пути, реализующимся через образ железной дороги («Письма луне»). Данный мотив скрепляет последующие рассказы микроцикла («Берегите себя, Сережа», «Тот, кто никогда не полюбит») и является лейтмотивом всего микроцикла. Так, в микроцикле наблюдается последовательная концентрация мотивов, порожденная постоянным приращением смыслов, ассоциаций: «стволовой» мотив одиночества первого рассказа нарастающим итогом трансформируется в мотивы ожидания и надежды в последних текстах («Вечный зов», «А у меня скоро будет любовь»). Сквозные мотивы и образы обеспечивают единство элементов не только внутри цикла, но и подключают произведения Кетро к контексту русской литературы и фольклора за счет интертекстуальных связей. Таким образом, исследование показало, что мотивы, формирующие художественную целостность циклических единств, в содержательном отношении практически идентичны. Повторяющиеся мотивы группируются в одинаковые мотивно-тематические комплексы. Гипотеза о том, что Кетро выстраивала рассказы исходя из принципа концентрации мотивов, подтверждена.