XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Экзистенциалистский бунт Л. Г. Андреева и А. Камю: сопоставительный анализ пьес «Жизнь человека» и «Калигула»

Анна Анатольевна Кондратюк
Докладчик
магистрант 1 курса
Кубанский государственный университет

190
2016-04-22
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сопоставительному анализу пьес А. Камю «Калигула» и Л. Г. Андреева «Жизнь человека» на основе мотива экзистенциалистского бунта. В работе рассмотрены психологические типы главных героев, авторская философия, причины возникновения метафизического протеста и обосновано представление авторами бунта как единственного выхода из пограничной ситуации.

Тезисы

Целью исследования является выявление и анализ мотива экзистенциалистского бунта в пьесах А. Камю (A. Camus) «Калигула» («Caligula») и Л. Г. Андреева «Жизнь человека» и проявление черт данной философии и поэтики в исследуемых текстах. Пессимистичное отношение к миру и осознание его несовершенства, свойственное экзистенциализму, присутствуют в обеих пьесах. «Мир-демон» Андреева и абсурдное бытие Камю имеют много общего. Герои стремятся придать хоть какой-то смысл хаосу жизни. Персонажи попадают в пограничную ситуацию и становятся борцами, которые не в состоянии смириться с абсурдом. Человек в пьесе Андреева рождается в страданиях и априори виновен в своём рождении. С самого начала он находится под наблюдением Некто в сером, его судьи и палача. Важно, что этот Некто совершенно равнодушен к человеку, не различает добро и зло (неслучаен его цвет); это равнодушие превращает  Некто в персонифицированное воплощение абсурда Камю. Кроме того, Некто связан в пьесе с мотивом рока. Человек, главный герой пьесы, обречен на смерть и остро осознает  это. Он настоящий экзистенциалистский герой, поэтому он выбирает борьбу. Главная идея героя — желание жить, вопреки смерти. Но до уровня философии эта идея не поднимается. Андреева интересует не личностный, а космологический конфликт: не человек борется с человеком, а свет борется с тьмой. Образ Калигулы, напротив, философичен. Основа его философии — «люди умирают, и они несчастны» (Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. М: Издательство АСТ, 2015. 293 с.). Он полностью подчиняет себя идее достигнуть невозможного и выйти из этого абсурдного круга. Если Некто в сером играет с героем, то у Калигулы есть власть — уже персонаж, а не рок, играет с людьми. В отличие от Калигулы, который использует свою власть как оружие, доводя до абсурда ложные убеждения людей, у Человека нет средств для борьбы. Андреев делает его рыцарем без меча и щита. Если Камю — атеист, и герой его ни к кому не обращается в своем протесте, то Андреев — мистик, и его Человек взывает к Богу и проклинает Бога, которого нет. Для Камю мир абсурден, и поэтому Бога нет, для Андреева Бога нет, и поэтому мир абсурден. Писатели говорят об одном, но разными путями: Камю — философ, Андреев — художник. Но бунт Калигулы — фаустианский западный бунт, бунт неудовлетворенного разума. Бунт андреевского Человека чувственен: эпицентр его — Россия, ищущая духовность. Итак, мотив бунта в текстах Андреева и Камю играет ключевую роль. Именно он центрирует сюжет и является базой для построения авторской философии: бунт против Бога как отсутствующей структуры у Андреева и бунт против страдания человека в жестоко абсурдном мире у Камю. В обоих случаях писатели настаивают: борьба с миром необходима. Именно в этой борьбе человек и становится человеком.