XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «красота» в ментальном поле русского сознания

Ольга Олеговна Секиро
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-04-21
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сравнению содержаний концепта «красота», существующих в ментальном поле современного студента и представленного в ментальности человека XX в. Исследование осуществлено на материале Национального корпуса русского языка и опроса, проведенного среди студентов 3 курса филологического факультета СПбГУ (декабрь 2015 г.) с целью выявления изменений в структуре того фрагмента ментального поля, который занимает концепт «красота». Ход исследования основан на алгоритме В. В. Колесова и теоретических установках Кемеровской школы концептуальных исследований.

Тезисы

Целью исследования является сравнение содержаний концепта «красота», существующего в ментальном поле русского сознания и представленного в ментальности русских XX в. (в том числе начала века). В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, определившие ход исследования:
1. Выявление содержания концепта (десигната) путем анализа эпитетов-прилагательных. Анализ предполагает отбор атрибутивных сочетаний ([прил.]+ «красота»), классификацию их в соответствии с четырьмя типами признаков (типичные, глубинные, интенсивные и длительные), анализ их семантики.
2. Установление объема понятия «значения слова» (денотата) построением семантической константы, элементы структуры которой отражают все четыре содержательные формы концепта: основание представляет концептум, условие — цельный образ, причина — актуальное понятие, цель — законченный символ. Составляющие определяются путем редукции исследуемого текста до вычленения элементов семантической константы в виде ее денотатов.
3. Построение ментальной формулы, которая включает в себя содержание семантических констант.
4. Поиск определенно понятийных определений в словарях.
5. Поиск концептуальных содержаний (первосмысл в этимоне) в этимологических и исторических словарях путем снятия вторичных признаков.
6. Идентификация концепта на основе всех собранных компонентов, сравнение концептуальных содержаний с последующим выводом об изменениях в ментальном поле.
Используемый в данной работе материал можно разделить на две группы: первая — это литературные или публицистические тексты (методика работы позволяет использовать оба типа текстов, рассмотреть в том числе авторские употребления, т. к. они, несмотря на метафоричность и т. д., также определяются содержанием концепта), охватывающие период за весь XX в. (около 60), источник данных текстов — НКРЯ. Вторая группа — это материал опроса, проведенного среди студентов 3 курса СПбГУ. Основной теоретической базой исследования является концепция Кемеровской школы концептуальных исследований. Ход исследования, отраженный в сформулированных в задачах данной работы, основывается на алгоритме В. В. Колесова. Теоретические установки ученых, принадлежащих к другим научным школам, будут привлекаться по мере необходимости. Исследование завершают выводы об изменениях структуры изучаемого фрагмента ментального поля.