XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественное своеобразие «регентских романов» Дж. Хейер

Александра Юрьевна Рудская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-04-22
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается группа произведений английской писательницы Дж. Хейер, написанных в жанре «регентского романа» (regency romance), поэтика которого носит выраженные черты формульности. Анализируются особенности построения сюжета, образы главных героев, способы воссоздания исторического колорита в произведениях писательницы.

Тезисы

В докладе рассматриваются произведения Джорджетт Хейер (Heyer, 1902–1974) — английской писательницы XX в., автора многочисленных детективных и любовно-исторических романов, наиболее известной как создательницы так называемого «регентского романа» (regency romance) — поджанра любовно-исторического романа, в котором действие происходит в Англии в эпоху Регентства (1811–1820). Ее творчество отличается исключительным вниманием к историческим деталям, быту, классовым взаимоотношениям между героями, что, несмотря на явную принадлежность романов Хейер к массовой литературе, позволяет некоторым исследователям (Robinson, Bywaters) сопоставлять ее сочинения с произведениями Джейн Остин (Austen, 1775–1817). Регентскому роману, как и другим жанрам массовой литературы, свойственна формульность в системах персонажей и сюжетов. С античных времен повествовательная формула любовного романа такова: встреча героев — преодоление препятствий — счастливый финал. У Хейер происходит модификация простой формулы повествования, и новая выглядит так: встреча — словесная дуэль/противостояние — первое признание героя/отказ героини — психологические/метафизические препятствия — благородные поступки героя/внутренние терзания героини — истинный облик героя/уступка героини — счастливый конец. Сюжетные схемы, используемые Хейер, восходят к сюжетам об «укрощении строптивой» или о «перевоспитании повесы». Соответственно, «формульными» являются и персонажи регентских романов. В работе проводится анализ устойчивых черт героев и героинь Хейер, позволяющий предложить их типологию. Например, героиня не обладает красивой внешностью, но практична и не романтизирует действительность. Она проходит некий «тест», чтобы доказать, что она достойна внимания героя. Главные герои романов Хейер, которые всегда благородны и честны, хотя и не без недостатков сначала либо пленяются, либо разочаровываются во внешности главных героинь, затем они приходят к пониманию и оцениванию ее не по красоте, а по тому, что за ней скрывается. Такие схемы встречаются в большинстве романов Хейер, где необычно независимые для своего времени молодые леди не следуют правилам женского поведения, принятым в обществе. Героини Хейер нетипичны по своим личным качествам, положению, внутреннему миру, но они обречены на капитуляцию перед героем и на счастливый финал. Практически у каждой такой героини Хейер есть героиня-антипод — юная, пассивная, слабая характером, которая нуждается в опеке. Хейер пытается передать дух эпохи, стилизуя язык и используя образы широко известных в то время личностей: принца-регента Георга и денди Джорджа Браммелла, пытаясь усилить колорит (романы «The Infamous Army», «Regency Buck», «A Civil Contract»). Исторический колорит романов формирует у читателя художественный образ эпохи Регенства.