XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Народное переосмысление языческого образа птицы в «Голубиной книге»

Ангелина Андреевна Рожкова
Докладчик
магистрант 1 курса
Самарский государственный университет

213
2016-04-20
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрен образ птицы в сборнике восточно-славянских народных духовных стихов  «Голубиная книга». Установлена динамика народного переосмысления образа птицы, выявлено соотношение языческой и христианской мировоззренческой системы.

Тезисы

Особенностью русской литературы и культуры в целом является ее тяготение к духовным истокам. Одним из первых произведений, в которых отражено духовное начало русского народа, является «Голубиная книга». В ней воплотилось еще формирующееся христианское сознание. Уникальность исследуемого духовного стиха заключается в переплетении языческих и христианских элементов.
Вопрос о первенстве языческого или христианского составляющих в «Голубиной книге» остается открытым и по сей день (Ф. И. Буслаев, В. Н. Мочульский, Г. П. Федотов, М. Л. Серяков). Одним из ярких языческих элементов в «Голубиной книге» является образ птицы. Нами проанализировано 24 варианта стиха из сборников: «Сборник Кирши Данилова»,  «Сборник русских духовных стихов» В. Варенцова и «Калеки перехожие» П. Бессонова. Птица, представленная в духовном стихе, живет на море (Она живет на Хвалынском море). Мифологическое существо может вострепенуться, от чего реки разливаются и топят корабли. Лишь в некоторых вариантах указаны причины данного поведения (Набежали гости карабельшики / А на то гнездо нагай-птицы / И на ево детушак на маленьких).Однако уже здесь мы встречаем объяснение, связанное с христианским миропониманием (По Божьему все повеленiю, / Стратимъ птица вострепенется; Потопила силу неверную, / Неверную силу, безбожную). Существует вариант духовного стиха, в котором птица выступает предвестницей апокалипсиса, тем самым проникая в христианскую картину мира (Страфиль пцица вастряпехницца,/ Все синё моря васкалыхгшцца, / Тады будзя время апаслѣдняя). Некоторые варианты обозначают другие последствия возбуждения птицы (Стрефелъ птица вострепехнется, — / И осветится в ту пору вся земля, / Запоют петухи по всей земли).Обоснование данного поведения птицы, возможно, лежит в народной культуре. В христианскую эпоху возникло поверье, согласно которому до воскресенья Спасителя петухи не пели по ночам, и злым духам было привольно тогда блуждать по белому свету.Можно предположить, что Страфиль птица пробуждает петухов к празднику Воскресенья Христова, тем самым объясняется почему: И осветится в ту пору вся земля, / Запоют петухи по всей земли. Таким образом, осветится земля, не только прогоняя всю нечисть, но и возвещая Воскресенье Христово. Итак, образ птицы в «Голубиной книге» как элемент языческого миропонимания довольно неоднозначен.С одной стороны самый первый зафиксированный вариант из Сборника Кирши Данилова, отражает некую чудовищность птицы, защищающую своих детей.Однако со временем чудовищная птица становится божьей тварью, которая вступается за православную веру, исполняет повеления божьи, молится на море, становится своеобразным предвестником Воскресенья Христова.Так, язычество в некоторых своих элементах становится необходимой частью мировоззренческой христианской системы.