XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Я» как образ реалити-шоу в романе Д. Эггерса «Душераздирающее творение ошеломляющего гения»

Роман Андреевич Валынкин
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

Кинозал
2016-04-21
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Одной из центральных тем романа Д. Эггерса «Д.Р.Т.О.Г.» признается сенсационная публичность. Ядро исследования составляют художественные приемы автора, формирующие образ «славы, выросшей из трагедии». Особый интерес вызывает эмблематичная для американского общества нарративная конструкция, созданная Эггерсом через систему отсылок к каноническому имени К. Кобейна (солист «Nirvana») и названию медийного реалити-шоу «Реальный мир». Формулируется вывод, что стилизованная автобиография Эггерса, имитирующая псевдореальный формат реалити-шоу, создает специфический образ медийной славы в романе.

Тезисы

Литературный дебют ныне известного американского писателя Д. Эггерса (Eggers) «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (2000) оказался остроумным размышлением о сущности современной славы. Сознательно совершив прыжок в эпицентр внимания широкой публики, Эггерс обретает предсказанный им самим успех, который следует за скандальным саморазоблачением в медиа. Именно публичная саморепрезентация, «видимость» со стороны ведущих медийных индустрий, позволила Эггерсу быстро завоевать звание литературной медиазвезды.
Вместе с тем сама сенсационная публичность становится главной темой романа. Ядро нашего исследования составляют используемые Эггерсом художественные приемы, при помощи которых он мастерски жонглирует мотивами публичности и особой разновидности славы — славы, выросшей из трагедии. Многочисленные отсылки рассказчика к образу реалити-шоу заставляют говорить о квазибиографическом признании Дэйва как о своего рода повествовательном аналоге реалити-проекта.
Изучая культурный феномен «тотального телеморфоза», французский философ Ж. Бодрийяр пришёл к заключению, что микромир реалити-проектов необычайно схож с пространством Диснейленда, создающего иллюзию мира реального. Согласно концепции философа, американская действительность обретает черты искусственно создаваемой зазеркальной реальности, уподобляющейся Диснейленду, где слава расценивается как наивысшая благодать. Примечательна и схожая позиция Эггерса, улавливаемая в его размышлениях о том, что для современных людей сама идея анонимности мыслится бессмысленной и непростительной. Но совсем не диснеевские, а «душераздирающие» признания, вынесенные на публику, определяют современную стратегию движения к славе. Фокус иронического авторского видения американских реалий идеально укладывается в концепцию насквозь просматриваемого пространства реалити-проектов и создаваемой масс-медиа параллельной реальности «Я».
В разгар подобного расцвета культуры селебрити проблема многовариантности значимых социокультурных ролей, примеряемых знаменитостями в повседневной жизни, становится необычайно актуальной. Многие американские исследователи задаются вопросом: «Обретают ли медийные люди статус культурных идолов в обществе, где безграничный индивидуализм воспринимается как истинное достоинство личности?».
В рамках исследования мы приходим к выводу, что стилизованная автобиография Эггерса, с одной стороны, имитирует псевдореальный формат реалити-шоу (максимальная публичность, претензия на документальность, внимание к травматическим сторонам биографии), а с другой, использует систему интертекстуальных отсылок к знаменитым медийным персонам (имя К. Кобейна) и известным реалити-проектам (шоу MTV «Реальный мир»), с целью создания иронического и гротескного образа медийной славы в романе.