XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Деепричастия в устной и письменной речи с точки зрения грамматики ошибок

Светлана Юрьевна Пужаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

25
2016-04-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается функционирование деепричастных оборотов в устной и письменной речи с точки зрения нарушения предписанной академическими грамматиками нормы. Материалом проведенного исследования послужили контексты из Корпуса русских учебных текстов, который содержит тексты студентов на русском языке, размеченные по ошибкам (письменная речь), а также примеры употребления деепричастий из Звукового корпуса русского языка (устная речь). Выяснилось, что ошибки в употреблении деепричастных оборотов в разных типах речи во многом совпадают и затрагивают уровень дискурса.

Тезисы

На современном этапе развития лингвистики все большее внимание уделяется  изучению  так называемого «отрицательного языкового материала», поскольку  отклонение от нормы служит маркером нестабильных языковых зон, особенно если подобное отклонение носит узуальный характер. Интерес к изучению ошибок обусловил возникновение особого рода учебных корпусов текстов, снабженных разметкой по ошибкам. Примером такого корпуса может служить Корпус русских учебных текстов (КРУТ), в котором представлены размеченные по ошибкам письменные тексты студентов, носителей русского языка, осваивающих новые для них функциональные стили  и жанры речи. Одним из особых видов ошибки в Корпусе становится нарушение кореференции деепричастного оборота и предиката основной клаузы.
Поскольку устная форма речи оказывается первичной по отношению к письменной, интересным показалось посмотреть, как функционируют деепричастия в текстах Звукового корпуса русского языка (ЗКРЯ) в монологической (блок «Сбалансированная аннотированная текстотека» 
— САТ) и наиболее естественной живой устной речи (блок «Один речевой день» — ОРД).
Конкретным материалом послужили:
1) 73 контекста с ошибочным  употреблением деепричастных оборотов в КРУТе;
2) 228 примеров употребления деепричастий из блока САТ;
3) 400 примеров употребления деепричастий из блока ОРД.
В ходе анализа материала ЗКРЯ, помимо соотношения функциональных типов исходных деепричастий, были выявлены примеры, содержащие в себе ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
  • глядя на это полотно у меня вообще возникает / м-м такая / ассоциация / с маленьким кусочком родины (ЗКРЯ)
  • в тексте говорится о ∫ (а-а) ∫ как мы понимаем / о женщине / которая привела собаку / в некую комнату // при этом ∫ (а а) параллельно видя ∫ (э э) ситуацию глазами ∫ (а-а) стороннего наблюдателя и глазами собаки // (ЗКРЯ).
Как оказалось, для устной и письменной речи типичными  становятся ошибки, связанные с нарушением требуемого условия односубъектности, нарушением временно-видовых отношений, употреблением иной формы опорного слова или же отсутствием опорного слова как такового. Интересно, что последний тип ошибки характерен не только для устной, но и для письменной речи:
  • Речь будет идти об историческом памятнике искусства, об уникальных пляжах, об интересном месте отдыха, но при всем этом имея свою разнообразную мифологию, интереснейшую религию и завораживающие пейзажи (КРУТ).
Все исследованные контексты были разбиты на классы в зависимости от причины ошибки. Вероятно, ошибки в употреблении деепричастных оборотов в рассматриваемых корпусах текстов во многом связаны с нарушением связей между сегментами дискурса, что в определенной степени может быть свидетельством сближения устной и письменной форм речи.