XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Брачное объявление в аспекте теории речевых актов

Анна Андреевна Иванова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-04-21
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Коммуникация посредством брачного объявления имеет ряд специфических черт: прежде всего, заочное «общение», функционально нацеленное на побуждение предполагаемого адресата к ответным действиям. В докладе исследуется брачное объявление в аспекте теории речевых актов, поскольку она дает более полное представление о «семантике языка в действии». Особое внимание будет уделено локутивному и иллокутивному аспектам анализируемого речевого акта.

Тезисы

Важнейшими аспектами современного изучения языка являются коммуникативный и прагматический, т. е. в центре внимания лингвистов оказываются факторы, связанные с условиями и различными характеристиками конкретной речевой ситуации. В силу специфики «общения» в брачном объявлении возникает ситуация, когда адресант интуитивно выбирает те или иные речевые стратегии для того, чтобы достичь своих целей: предложить себя, то есть одного из субъектов коммуникации, в качестве брачного партнера, представить себя и адресата как носителей некоторых характеристик, а также, что является главной целью, побудить адресата ответить на его сообщение.
Композиционная структура брачного объявления характеризуется наличием определенной системы субтекстов. Их комплекс обеспечивает смысловое единство, стандартность построения текста при вариативности расположения этих субтекстов или специфичности их языкового оформления. Наряду с этим, брачное объявление можно рассмотреть как последовательность речевых актов разного типа. Отсюда возникает вопрос, можно ли соотнести эти речевые акты с системой субтекстов? Можно ли написать идеальное брачное объявление, которое точно найдет своего адресата?
Задача исследования состоит в том, чтобы выявить наиболее частотные речевые акты, используемые адресантом в своем объявлении. Это позволит дать оценку тому, каким же образом автор пытается воздействовать на адресата.