XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Бытовой план в «Житии протопопа Аввакума»: роль и особенности функционирования

Елизавета Игоревна Коновал
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2016-04-19
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности использования бытовых деталей в «Житии протопопа Аввакума» редакции А (1673 г.) на фоне процесса секуляризации, активно протекающего в русской культуре XVII в. На примере анализе нескольких эпизодов показаны особый характер использования деталей, сочетающих в себе бытовую достоверность и символическое начало.

Тезисы

1. Цель доклада — показать приемы использования бытовых деталей протопопом Аввакумом в его знаменитом «Житии», их роль в композиции памятника и особый характер функционирования, а также тщательность, с которой агиограф подошёл к созданию своего сочинения. Несмотря на длительную историю изучения «Жития протопопа Аввакума» (В. В. Виноградов, Н. С. Демкова, Д. С Лихачёв, Н. М. Герасимова и др.), до сих пор существует ряд вопросов, на которые нельзя ответить однозначно. Так, нерешенной, на взгляд докладчика, остается проблема бытового плана в «Житии», которое создавалось Аввакумом в течение нескольких лет во время заключения в земляной тюрьме Пустозерска. В основу литературного анализа положен список редакции А 1673 г. (подготовленный и изданный А. Н. Робинсоном в 1963 г.), так как именно он был включен в Пустозерский сборник, составленный самими узниками (в том числе, протопопом Аввакумом).
2. Анализ бытовых деталей в «Житии Аввакума» связан также с задачей более глубокой характеристики такого явления, как открытие личностного начала в русской литературе XVII в. Поэтому необходимо было рассмотреть конкретные бытовые эпизоды «Жития» в контексте историко-литературной ситуации, характеризующие процесс секуляризации, а именно: открытие индивидуальности, изменение характера героя — отход от абстрактного и идеализированного описания персонажа, возрастание важности бытового плана в агиографических и других повествовательных текстах.
3. Одной из черт изображения быта Аввакумом оказывается соединение им в описываемом физическом пространстве «верха» и «низа», демонстрирующих принадлежность небесному и земному мирам. Особое внимание уделяется тем деталям, которые обладают символическим смыслом, не теряя при этом значения реалистической подробности. Так, известный эпизод о явлении в начале «Жития» Аввакуму «в тонком сне» корабля с пестрыми парусами, символизирующего жизненный путь будущего мученика, отзывается на протяжении всего текста в подробных описаниях трудностей во время скитаний протопопа с семьёй, а также при частом упоминании средств реального передвижения в географическом пространстве Сибири (дощаник, лодка, нарты и др).