XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Человек и пространство в рассказах С. Д. Кржижановского «Квадратурин» и «Комната радости»

Варвара Дмитриевна Васильева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2016-04-20
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе на материале рассказов C. Д. Кржижановского «Квадратурин» (1926) и «Комната радости» (1933) рассматривается специфика организации пространства — категории, занимающей одно из ключевых мест в творчестве писателя. На основании поэтологического анализа выдвигается гипотеза о процессе формирования сборника «Чем люди мертвы», включающего в себя данные тексты.

Тезисы

Композиционная и тематическая связь рассказов «Квадратурин» (1926) и «Комната радости» (1933) в рамках сборника «Чем люди мертвы» была отмечена еще В. Г. Перельмутером в комментариях ко второму тому собраний сочинений С. Д. Кржижановского. Однако предложенная исследователем интерпретация более позднего рассказа как попытки примирения с существующим политическим режимом, с большевистской идеологией и приматом общественного над частным представляется несколько поверхностной, если не ложной. Подробный поэтологический анализ позволяет иначе взглянуть на характер отношений между данными текстами и выдвинуть гипотезу о процессе формирования сборника и о специфической роли рассказа «Комната радости» в нем. В данных текстах воплощены два существенные и, как утверждает В. Н. Топоров в ставшей уже классической работе «„Минус“-пространство Сигизмунда Кржижановского», единственно возможные в творчестве писателя варианты пространства: безграничное и замкнутое, тесное. Несмотря на то, что во время написания вышеупомянутой статьи Топоров не был знаком с рассказом «Комната радости», репрезентированное в последнем пространство вполне можно описать как всё то же отрицающее бытие и принадлежащее небытию. На возможность такого прочтения указывают некоторые элементы поэтики, последовательно использующиеся автором в качестве своего рода литературных «лекал», на основе которых создаются тексты-версии одной темы (художественный метод, «подаренный» Кржижановским его героям (см.: «Клуб убийц букв», «Чужая тема», «Книжная закладка»)): сюжетная модель, которую можно представить как реализацию и проверку выдвинутой идеи; характер интертекстуальных связей («Преступление и наказание» и «Двойник» Ф. М. Достоевского); имена героев и свойственный им, героям, схематизм; особенности повествовательной манеры и риторической организации текста (фигура умолчания, неполнота синтаксических конструкций, обилие неологизмов); названия рассказов; система мотивов и др. Кроме того, здесь можно обнаружить неизменно возникающий во всех произведениях Кржижановского философский ракурс видения бытия. За социальной сатирой (на жилищные условия или на общественный строй) в обоих текстах стоит онтологическая проблематика, с которой связана принципиальная антиномичность человеческой природы: мир идей и мир вещей в творчестве Кржижановского не сливаются в божественной гармонии, но в своей противопоставленности постоянно обнажают извечный трагизм существования.