XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Викторианская литературная традиция в романах Д. Митчелла «Облачный Атлас» и Э. Каттон «Светила»

Анастасия Тимуровна Худикова
Докладчик
студент 4 курса
Южный федеральный университет

190
2016-04-22
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме отнесения отдельных текстов к категории «неовикторианского романа». На примере произведений Д. Митчелла «Облачный атлас» и Э. Каттон «Светила» показано, что именно сочетание постмодернистских черт, ностальгии и обращения к викторианской литературной традиции позволяет точнее обозначить круг романов, которые можно считать неовикторианскими.

Тезисы

Термин «неовикторианский роман» был введен Д. Шиллер (Shiller) в 1997 г. Она определяет его как роман, сочетающий постмодернистские черты и исторические отсылки к XIX в. Тем не менее, на сегодняшний день не существует ни универсального определения данного литературного направления, ни четких критериев, которые позволили бы ограничить круг «неовикторианских» произведений.
На примере двух популярных романов — «Облачный атлас» («Cloud Atlas») Д. Митчелла (Mitchell) и «Светила» («The Luminaries») Э. Каттон (Catton) — мы рассмотрим, насколько эффективно позволяет определить отношение произведения к викторианской традиции и неовикторианству определение, данное К. Митчелл (Mitchell) в ее работе «History and Cultural Memory in Neo-Victorian Fiction», где жанр неовикторианского романа выделяется на основе сочетания обращения к XIX в., ностальгии и постмодернистских элементов.
«Тихоокеанский журнал Адама Юинга» — первая часть «Облачного атласа» — имитирует популярный для викторианской литературы жанр приключенческого романа, а сюжет «Светил» представляет собой типичный сенсационный роман. В плане языка, стиля, времени и места действия оба произведения, соответствуют канону
XIX в.
Оба романа используют элементы, характерные для постмодернизма, например, многоуровневую организацию повествования, фрагментарность, прием игры. Однако если у Митчелла прошлое живо и тесно вплетено в настоящее и будущее, «Светила» активно задействуют идею неопределенности и многовариантности прошлого, что более типично для постмодернистской литературы.
В плане трактовки важной для викторианской литературы темы колониализма наблюдается еще более значимое различие между романами. У Митчелла она в гораздо большей степени соответствует викторианской традиции, нежели практически утопическое общество по меркам Викторианской эпохи, созданное Каттон.
Однако основное различие между романами наблюдается в аспекте ностальгии, которая однозначно присутствует в «Светилах», в то время как в «Тихоокеанском журнале…» прошлое рассматривается в критическом ключе.
Мы наблюдаем, таким образом, необходимость сущностного разграничения столь различных вариантов использования викторианской традиции, и если учитывать все наиболее важные факторы, «Тихоокеанский журнал…» не стоит причислять к неовикторианским текстам. Соединение викторианских мотивов, постмодернистских элементов и ностальгии в определении неовикторианского романа позволяет точнее определить круг романов, которые следует включить в то, что можно было бы назвать неовикторианским каноном.