XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Кино в глазах поэта: вклад В. В. Маяковского в киноискусство

Денис Михайлович Страданченков
Докладчик
студент 2 курса
Южный федеральный университет

2-у
2016-04-19
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен изучению творчества В. В. Маяковского, а именно его вклада в киноиндустрию. Были подробно проанализированы киносценарии поэта, доказывающее его новаторство в области молодого искусства. Делается вывод о том, что взгляды и творческие принципы Маяковского определили будущее еще только зарождающегося кинематографа.

Тезисы

Основной проблемой, волновавшей кинокритиков в начале XX в., была проблема определения сущности кинематографа: было ли оно результатом технического прогресса или же новым самостоятельным видом искусства. Кинематограф того времени переживал период младенчества, но русские футуристы, сумев предугадать его огромную потенциальную силу, объявили изобретательность кино его главным достоинством.
Одним из первых высказал предположение о неминуемом расцвете этого нового вида зрелища В. В. Маяковский — самый яркий представитель поэтики футуризма. Маяковский видит в кинематографе перерождение человеческой души. Заметив потребность общества в перевороте человеческой культуры, в утверждении нового вида искусства, он выступает за создание такого кино, которое стало бы проводником движения вперед, новатором литературы, носителем беспристрастной правды, сподвижником передовых идей. Высказанные мысли поэта в статьях и на диспутах были попытками переосмысления природы киносценария.
Приход Маяковского в кино положил начало новой эры кинодраматургии. Поэтическое «я» Маяковского нашло свое воплощение во всевозможных областях кинодеятельности. Он писал сценарии, рисовал плакаты к фильмам, выступал как кинокритик и теоретик, сочинял стихи о кино. Маяковский был актером в фильмах по собственным сценариям, созданным на самые волнующие проблемы своего времени: политическая и социальная тематика переплетаются с извечной дилеммой «старое — новое», «было — будет». Как поэзия, так и драматургия его пронизаны обличением бюрократизма и мещанства, тема комсомольского быта тесно переплетается с темой любви, выполняющей сюжетообразующую функцию. В киносценариях и киноработах Маяковского герой — борец за новую жизнь, за новые идеи.
Показать, как первые шаги поэта-новатора на экране определили будущее всего кинематографа, стало целью нашего исследования. Определение новаторства поэта в еще совсем молодой индустрии кино, анализ взглядов Маяковского на кинодраматургию, а также изучение сценариев поэта, воплотившихся на экране, мы определили основными задачами исследования. Опорой для исследования послужили труды известных литературоведов и современников Маяковского.