XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Безвременьице-разореньице» и другие формулы переходных состояний в лирической песне и свадебном причитании

Вера Константиновна Никитина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-04-20
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сравнительному анализу формулы «безвременьице-разореньице» необрядовой лирической песни «Мне вовек тоска не бывала», где формула является негативной номинацией периода просватанья, и формул времени в свадебном причитании как жанре, который «проговаривает» лиминальность невесты.

Тезисы

Еще в 1913 г. А. Н. Веселовский в статье «Эпические повторения как хронологический аспект» охарактеризовал фольклорный текст как набор общих мест. Тогда же им была выделена элементарная единица содержания сюжета фольклорных повествований — мотив. На формулу как единицу фольклорного текста фольклористы обратили внимание в начале XX в.: сначала формула была «открыта» А. Лордом и М. Перри в области эпической поэзии, затем формульную поэзию и песенные жанры русского фольклора с точки зрения фразеологической устойчивости изучали лингвофольклористы А. Т. Артеменко, Е. Б. Хроленко. В 1989 г. была опубликована работа Г. И. Мальцева «Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (исследование по эстетике устно-поэтического канона)», в которой в качестве предмета было избрано эстетическое значение формулы фольклорной необрядовой лирики и подробно говорилось о соотношении формульности, канона и традиции в песне. Подход, предложенный Мальцевым, где лирическая формула характеризуется как «двусторонний» элемент устно-поэтического канона, содержанием которого является отсылка к традиции, представляется наиболее подходящим для анализа семантики отдельных формул. Объектом моего анализа стали формула безвременьице-разореньице, встречающаяся в вариантах необрядовой лирической песни «Мне вовек тоска не бывала», и формулы времени в свадебных причитаниях невесты (век вековать; пора-времецько; долги сроки те кладёны; цяс отнынь да топереци, цяс топерешно времецько и др.). Предметом исследования я выбрала сравнение семантики формулы просватания, или переходного состояния в терминологии А. Ван-Геннепа, и формул времени в причитании как жанре, который «проговаривает» лиминальность невесты. Материалом послужили 19 вариантов песни и причитания, опубликованные в сборнике «Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области)» Д. М. Балашова, Ю. И. Марченко и Н. И. Калмыковой. Основанием для сравнения стала выявленная мной ранее семантика формулы «безвременья-разорения» как номинации периода просватанья, со времени которого девушка-невеста должна причитать. Я предположила, что точка зрения на ритуал перехода в лирической песне и в свадебном причитании различны. Вопреки внешней номинации лиминальной поры «безвременьем» в лирической песне, тексты причитаний обнаруживают детализованный аппарат формул времени для описания состояния перехода. Локализация происходит в разных временных периодах и сроках: предпрошедших нынешнему состоянию, ограниченном и бесконечном, длительном и моментальном настоящем. В результате можно сказать, что поэтика причитаний обнаруживает не «безвременное» состояние невесты, переживающей изменение социального статуса,  но сложную работу с определением позиции агенса обряда во времени.