XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Влияние эргонимов на восприятие потенциального клиента (фоносемантический аспект)

Анна Николаевна Гришечко
Докладчик
студент 1 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

171
2016-04-20
13:35 - 13:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе описаны результаты анализа эмоциональной окраски названий экономических объектов, для чего были проведены фоносемантический анализ эргонимов и ассоциативный эксперимент. В ходе исследования была выявлена как положительная, так и отрицательная оценка слов, оказывающая влияние на восприятие названий потенциальными клиентами.

Тезисы

Для привлечения новых клиентов и получения большей прибыли фирмы прибегают к различным маркетинговым ходам. Особую роль при этом играет номинация экономического объекта. Эргоним должен заинтересовать потенциального клиента, привлечь его внимание, а главное — выделиться среди множества конкурентов. При выполнении этой функции в процессе номинации особое место отводится фоносемантическому аспекту.
Цель данного исследования — выяснить, влияют ли эргонимы с точки зрения фоносемантики на восприятие и оценку носителя языка — потенциального клиента.
Звук непосредственно не связан со значением, выявить его оценку возможно только экспериментальным путем.
С этой целью мы обратились к программе ВААЛ, а также провели ассоциативный эксперимент на материале некоторых эргонимов города Брянска. 
Участникам эксперимента предлагалось описать некоторые слова с помощью определенных признаков. Чтобы снизить вероятность ассоциации с каким-либо предприятием, мы включили в опрос только эргонимы, представленные общеупотребительными именами существительными. Изучив результаты, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев наблюдается расхождение работы компьютерной программы и восприятия участников эксперимента. Например, судя по фоносемантическому анализу, эргоним «Фрегат» имеет исключительно отрицательные характеристики (плохой, темный, отталкивающий, грустный, злой), что противоречит результатам эксперимента. Полагаем, это обусловлено тем, что такие признаки, как хороший, большой, светлый, больше относятся к образу фрегата (судна), нежели к звучанию данного слова.
Однако имеются и совпадения. Например, эргоним «Атлас» был описан как компьютерной программой, так и участниками эксперимента тремя одинаковыми признаками: хороший, большой, красивый.
Таким образом, с точки зрения фоносемантики эргонимы оказывают частичное влияние на восприятие и оценку носителя языка: пейоративная фоносемантическая окраска может нейтрализоваться семантикой либо вполне вероятен обратный процесс.