XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Словообразовательное гнездо -чист- в древнерусском языке

Маргарита Владимировна Прокина
Докладчик
магистрант 1 курса
Новосибирский государственный университет (НГУ)

195
2016-04-19
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится анализ словообразовательного гнезда -чист- в древнерусский период. Принятие христианства существенно расширило семантику лексем с формантом -чист-, обогатив их переносными значениями. Характерными чертами СГ -чист- является нерасчлененность оценки, наличие лексических дублетов с чередованием корней -чист-/-цѣст-, наличие лексем, образованных способом сложения с первым корнем -чист-.

Тезисы

Значимость понятия «чистота» в древнерусский период не вызывает сомнений. Принятие христианства наполнило новыми смыслами данное понятие, которое в то время значительно увеличило количество средств выражения. Так одним из репрезентантов понятия «чистота» в языке письменности в древнерусский период является словообразовательное гнездо -чист-. Вершина этого гнезда — прилагательное чистий, включающее по лексикографическим данным 19 значений. На основе семантического анализа в семантической структуре лексемы чистий можно выделить два производящих значения: ‘без грязи’ и ‘без примеси’, вокруг которых выстраиваются номинативно-производные, оценочные и грамматикализованные значения. В виду недостаточной проработанности категории оценки в Средневековой Руси, сложно расчленить оценочные значения лексем СГ -чист-, разделив их на нормативные, этические и эстетические. Характерный для древнерусского языка способ образования новых слов посредством сложения корней, встречается во многих лексемах СГ -чист- (например, чистотаиникъ ‘свидетель таинственного видения’, чистовидьць, чистодѣтель ‘праведник’, чистоѹчитель ‘наставник праведной жизни’, чистолюбьць ‘сторонник целомудрия, непорочности, чистоты’). В древнерусском языке  в СГ -чист-  входят лексемы с разной огласовкой корня чист-/ цѣст-. Некоторые такие лексемы являются дублетами: очистило (оцѣстило) ‘жертвенник’, ‘доска, которою покрывался ковчег завета’; очистилище (оцѣстилище) ‘искупительное жертвоприношение’. Таким образом, в древнерусском языке прилагательное чистый и его однокоренные словообразования включали прямые значения, выстраивая различные ряды противочленов (‘без грязи’, ‘без примеси’, ‘свободный от препятствий’ и т. д.). Принятие христианства внесло в жизнь древнерусских людей существенные коррективы, которые незамедлительно отразились в языке. Это позволяет говорить о появлении с принятием христианства в начале письменного периода переносных значений среди лексем, представляющих понятие «чистый». Поэтому развитие значения шло путем расширения с помощью метафорического переноса прямого значения ‘без грязи, без примеси’, с использованием его в этической оценке поведения и поступков человека, которые теперь должны были соответствовать заповедям и канонам христианской церкви.