XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль музыки в повестях Н. М. Карамзина

Софья Рустэмовна Пятницкая
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2016-04-19
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию темы музыки в повестях Н. М. Карамзина. На примере повестей «Евгений и Юлия», «Остров Борнгольм» и «Лиодор» исследуется  значение и последующее развитие музыкальной темы в других произведениях Карамзина, в чьем творчестве музыка становится неотъемлемым элементом сентиментализма, демонстрируя принципиально новое понимание музыкальной темы в литературе.

Тезисы

1. Н. М. Карамзин — первый русский писатель, в чьем творчестве музыка становится неотъемлемым элементом сентиментализма, демонстрируя принципиально новое понимание музыкальной темы в литературе. Многие писатели XVIII в. обращались к музыке, сочиняя песни и оперные либретто, однако ни один предшественник Карамзина не раскрыл музыкальную тему так многогранно. Сентиментализм отводит музыке более значимую роль, чем предыдущие литературные направления, ведь новый тип чувствительного героя предполагает новое отношение к музыке, и творчество Н. М. Карамзина как нельзя лучше отвечает требованиям чувствительной эпохи.
2. Карамзин сумел раскрыть музыкальную тему разносторонне, явив музыку читателю в совершенно разных жанрах и образах. Все стороны творчества писателя представляют интерес с точки зрения истории музыкальной культуры.
1) Театральные отзывы в «Московском журнале»  являются примером музыкальной критики.
2) Описания музыкальных впечатлений в «Письмах русского путешественника» знакомят русского читателя с музыкальной Европой.
3) Повести вводят музыку в общий психологический строй героев.
4) Слияние музыки и поэзии изображается в архаизированном образе барда.
К изучению музыкальной стороны произведений Карамзина обращались немногие ученые. В центре настоящего исследования — недостаточно изученная проблема взаимодействия литературы и музыки в повестях Карамзина.
3. В докладе анализируются повести «Евгений и Юлия», «Остров Борнгольм» и «Лиодор»  Н. М. Карамзина. Начиная с первой самостоятельной повести «Евгений и Юлия», музыка будет служить созданию образа героев, отображать их чувства, включаясь в общий психологический строй сентиментальной повести. Музыка в повестях «Лиодор» и «Остров Борнгольм» участвует в движении сюжета (это выражается в песнях героев). Представленный материал доказывает, что Карамзин относится к музыке как к обязательному элементу сентиментализма, участвующему в построении одного сюжета и создающему тон всего направления. Подробный анализ музыкального компонента в творчестве Карамзина позволяет проследить развитие данной темы, ее значение и влияние на творчество других авторов того времени.