XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женские образы в контексте творчества Ч. С. Чаплина

Мария Андреевна Кудрявцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2016-04-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу женских образов в творчестве Ч. С. Чаплина, которым ранее не уделялось значительного внимания в большинстве зарубежных и отечественных исследований. На основе историко-художественного анализа мы определяем совокупность черт, присущих «чаплиновской героине», а также объясняем причины, по которым Чаплин прибегает к возрождению образа хрупкой и беззащитной девушки викторианского типа.

Тезисы

В первых десятилетиях XX в. в кинематографе сформировался новый образ современной женщины — умной и независимой, обладавшей роковой красотой, так называемой «femme fatale». Став популярным в 1920-е гг., этот образ не исчез с экранов почти столетие спустя. XX в. — время суфражисток и феминисток, активно выступавших за эмансипацию. Это период, когда в условиях двух мировых войн, женщины начали проявлять себя в мужских профессиях, приобретая новые качества.
Анализируя творчество Ч. С. Чаплина, можно заметить, что его главные героини не отличаются мужественностью или сложностью. В то время, когда женщины стремились освободиться от навязанных им стереотипов, преодолеть гендерную дискриминацию, великий режиссер оставался верным собственным представлениям о том, какой должна быть героиня. Подход Чаплина нельзя назвать консервативным. Хотя в его фильмах довольно часто встречаются и эмансипированные женщины, но, как правило, они являются антагонистами главного героя («День получки», «Месье Верду»). В то же время настоящие героини всегда оказываются в затруднительном положении, выйти из которого они могут только с мужской помощью. Такая тенденция будет сохраняться вплоть до последней картины Чаплина «Графиня из Гонконга» (1967).
Несмотря на впечатляющее количество зарубежных (Ballio, Gifford, Geduld) и отечественных (Авенариус, Кукаркин) исследований, анализу женских образов в творчестве Чаплина, на наш взгляд, ранее не уделялось значительного внимания. На основе историко-художественного анализа можно выявить совокупность черт, характерных для «чаплиновской героини»; обнаружить причины, по которым Чаплин прибегает к возрождению образа хрупкой и беззащитной девушки викторианского типа. В докладе также будет сделана попытка рассмотреть данную тему с привлечением  отдельных трудов по феминологии и социологии.