XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Интернет-мемы: проблема классификации и особенности функционирования

Дарья Михайловна Иекель
Докладчик
студент 3 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

213
2016-04-21
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме классификации интернет-мемов и особенностям их функционирования в интернет-пространстве. Проведя мониторинг сообществ социальной сети «Вконтакте», а также изучив существующие классификации интернет-мемов, автор предлагает разделять данные единицы по источнику появления и среде распространения. Анализируя процесс функционирования мемов, автор выделяет этапы данного процесса и описывает каждый из них.

Тезисы

Интернет-мем — единица интернет-коммуникации, отражающая культурные стереотипы общества и получившая стихийное распространение в Интернете. Одно из свойств мемов — способность к репликации, т. е. копированию себя для размножения.
Цель исследования — сопоставить существующие классификации интернет-мемов и предложить собственную, учитывающую источники появления мемов и среду их распространения; выявить особенности функционирования мемов в интернет-пространстве.
Исследование проводилось на основе мониторинга сообществ социальной сети «Вконтакте». Использовался современный описательный метод, включающий приемы наблюдения, обобщения, классификации.
Было установлено, что интернет-мемы можно классифицировать по следующим признакам:
По форме представления мемы делятся на текстовые мемы, мемы-изображения, медиамемы и креолизованные мемы (включающие текстовую и визуальную часть).
По источнику появления выделяются:
  • мемы, появляющиеся непосредственно в процессе интернет-коммуникации (напр., аббревиатуры LOL, ИМХО и т. п.);
  • мемы, источником которых является кинематографическая / телевизионная продукция (напр., мем «Нельзя просто так взять и…» — фраза из фильма «Властелин колец»);
  • мемы, источником которых служат новости, слухи и т. п. (напр., ошибочное известие о смерти музыканта Гуфа привело к появлению мема Гуф мертв). Предполагаем, что список источников пополнения интернет-мемов открыт.
По среде распространения выделяются:
  • мемы, широко распространённые в интернет-сообществе, т. е. общеупотребительные;
  • мемы, распространённые в замкнутых группах интернет-пользователей, объеденных общими интересами, принадлежностью к одной профессии и т. п. К таким мема относятся, напр., мемы филологическая дева, студент-историк, типичный художник и т. д. Они рассчитаны на узкий круг пользователей, создают обобщенный образ представителей данной группы (нередко такие мемы содержат слово типичный).
Выявление особенностей функционирования мемов в интернет-пространстве позволило сделать следующие выводы: Интернет-мемы существуют в социальных сетях интернета в различных формах, имеют разнообразные источники появления и среду распространения. «Жизнь» мема включает три этапа: вброс в интернет-пространство, стихийное распространение на интернет-сайтах и угасание (спад интереса). Актуальность мема определяет период его распространения: мем может пройти все три этапа за один день или удерживаться на пике популярности до нескольких лет.
Мемы постоянно развиваются, модифицируются, распространяясь не только в интернет-коммуникации, но в реальном общении, а это значит, что они пополняют состав крылатых выражений русского языка. Вот почему дальнейшее изучение интернет-мемов представляется нам актуальным.