XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ голкипера в советской прозе конца 1930-х гг. (на материале произведений Л. А. Кассиля и А. В. Козачинского)

Павел Андреевич Юрин
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2016-04-20
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию феномена футбольной игры и, в частности, образа голкипера (вратаря) в прозаических художественных текстах советской литературы. В качестве материала рассматриваются роман Л. А. Кассиля «Вратарь республики» и повесть А. В. Козачинского «Зеленый фургон». Анализируются две реализации образа вратаря: вратарь-герой и вратарь-бандит. Особое внимание в докладе уделяется автобиографическому аспекту произведений.

Тезисы

По словам литературоведа Ю. В. Подковырина, проблема психоаналитического осмысления образов футбола в словесном творчестве заключается «в его однобокости: подчеркивается только одна, не самая существенная, если судить по частоте ее представленности в художественных текстах, сторона явления». Феномен футбольной игры как совокупности ценностно-смысловых особенностей (особое пространство футбольного стадиона, оригинальная система персонажей-футболистов) до сих пор не исследован. Решение этой задачи, позволит, во-первых, определить степень отражения футбола как наиболее популярной и массовой спортивной игры в СССР в художественной литературе первой половины XX века (культурологический аспект), во-вторых, выявить особенности организации повествования в «спортивных эпизодах» литературных произведений (литературоведческий аспект).
Одной из важнейших ценностно-смысловых особенностей футбола является система персонажей-футболистов. Особое место в ней принадлежит голкиперу (или вратарю). Кроме сугубо спортивных успехов (побед советской сборной в международных матчах против рабочих команд Финляндии, Швеции, Норвегии, Турции, Германии), на популярность фигуры вратаря повлияла её реализация в художественной литературе. Самой известной реализацией стал опубликованный в 1938 году роман Л. А. Кассиля «Вратарь Республики». Антон Кандидов, главный герой романа, проходит путь от волжского грузчика до вратаря сборной СССР.
Отход от образа вратаря-героя к маргинальному образу вратаря-конокрада Красавчика, бывшего голкипера команды черноморцев, ставшего одесским бандитом, с которым борются представители уголовного розыска, эксплицирован в повести А. В. Козачинского «Зелёный фургон», опубликованной в один год с романом Кассиля. Факт публикации в один год произведений с двумя столь различными друг дот друга образами по-своему уникален и заслуживает исследовательского внимания.
Таким образом, в 1930-е годы футбол активно входит в творческое сознание писателей. Советская литература обогащается двумя противоположными образами одного футбольного амплуа. Их сопоставление является примером, на основании которого исследователь способен в дальнейшем развивать систему персонажей-футболистов как определяющую ценностно-смысловую особенность футбольной игры в художественной литературе первой половины XX века.