XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Средства создания парадоксальной образности в романе М. Зусака «Книжный вор»

Юлия Родионовна Быковская
Докладчик
студент 3 курса
Севастопольский государственный университет

182
2016-04-19
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Данная работа представляет исследование парадокса как лингвистического явления, а также средств и способов его вербализации в интеллектуальном романе М. Зусака «Книжный вор». Выразительный потенциал парадокса в художественном дискурсе непосредственно связан с оригинальностью формы парадоксального высказывания, с особыми лингвистическими механизмами, лежащими в его основе и обеспечивающими нестандартное прочтение его смысла.

Тезисы

  1. Объектом данного исследования является парадокс как лингвистическое явление, предметом — средства и способы его вербализации в тексте романа. Целью работы стала попытка доказать, что парадокс выступает текстообразующим приемом на вербальном уровне романа М. Зусака (Zusak) «Книжный вор» («The Book Thief»), а парадоксальность является характерной чертой его образности.
  2. Парадоксальные высказывания рассмотрены с точки зрения способа их вербального воплощения, а также семантических, функционально-стилистических и прагматических особенностей.
  3. Процесс восприятия парадокса часто требует интеллектуального усилия, готовности к неожиданной языковой игре: «I’ve seen so many young men over the years who think they’re running at other young men. They are not. They’re running at me [Death]».
  4. Важную роль в создании алогичных описаний и образов играют авторские перифразы. Некоторая искусственность формы и семантическая аномальность, присущая им, позволяют Зусаку с удивительной точностью и экспрессией отобразить парадоксальность эпохи. Описанный эффект достигается также с помощью сравнений, объединяющих контрадикторные признаки внутри одного высказывания.
  5. Особое место в создании парадоксальной образности романа занимают метафоры. Смешанная метафора Зусака становится парадоксальной благодаря своей антиномичности и совершенно непредсказуемому характеру семантического переноса.
  6. Одним из способов вербализации парадоксального мышления автора является намеренная трансформация сочетаемости элементов высказывания: «He looked back at the faces naked with fear».
  7. Большинство парадоксов Зусака не пустая игра словами, а глубокое и серьезное переосмысление действительности. Содержательный парадокс преобладает над авторефлексивным.
  8. Рассмотренные приемы вербального воплощения парадокса оказывают огромное эмоциональное воздействие на читателя благодаря своей форме, содержанию и частотности использования, что дает нам право говорить о текстообразующей роли парадоксального высказывания в исследуемом романе.
  9. Основным лингвистическим механизмом создания парадокса у Зусака выступает антиномия, реализуемая несколькими способами: посредством  антонимов; семантически гетерогенных лексических единиц; сознательного нарушения привычной сочетаемости компонентов высказывания; приемов, строящихся на семантической аномальности — оксюморонов, каламбуров, авторских перифразов, метафор, сравнений; контрастивных синтаксических фигур — батоса, хаотического перечисления.
  10. Парадокс в исследованном романе носит полифункциональный характер. Кроме исторической, философской, сюжетной, характерологической и композиционной функций парадокс также реализует ироническую, эмотивную и оценочную функции.