XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Специфика любовной истории в творчестве И. С. Тургенева

Игорь Игоревич Баранцев
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Холл второго этажа
2016-04-18
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен особенностям построения модели любовных отношений, реализующейся во многих произведениях И. С. Тургенева. Данную модель можно представить в виде типовой схемы, которой соответствует определенная система типажей-персонажей. Кроме того, в докладе дана попытка объяснить, на какой биографической почве основывается данная схема построения любовной истории и ее типажи-персонажи.

Тезисы

Зачастую в произведениях И. С. Тургенева работает следующая модель построения любовных отношений: герой оказывается в ситуации фатального выбора между высокими платоническими чувствами к «чистой» тургеневской девушке и одержимостью роковой женщиной, окрашенной, напротив, телесным началом.
В данной модели непосредственными участниками оказываются, соответственно, три основных персонажа-типажа:
1)
Образ «слабого» человека. Собственно главный герой произведения, который оказывается в данной ситуации фатального выбора. Исход этого выбора определен: герой, жертвуя всем хорошим, что есть у него в жизни, своими чувствами к «чистой девушке», своим устремлением к высокому платоническому чувству, оказывается во власти любви-мании как бы по велению злого рока (Петушков «Петушков», Алексей Петрович «Переписка», Санин «Вешние воды», герой повести «Призраки»).
2) Образ тургеневской девушки. Чистая, прекрасная, высоконравственная и сильная девушка, которая непосредственно связана с устремление героя к эросу, воплощает собой любовный идеал героя (Джемма «Вешние воды», Марья Николаевна «Переписка», Татьяна «Дым»).
3)
Образ роковой женщины. Является непосредственным объектом мании героя. Такие типажи обычно ищут собственной выгоды, пользуются партнером, и, соответственно, почти никогда не отвечают ему взаимным чувством. Отсюда — мотив власти женщины, владения, обладания, пользования мужчиной. Как правило, получив то, что нужно, роковая женщина бросает героя; или же бросает тогда, когда он попросту надоедает ей (Эллис «Призраки», Полозова «Вешние воды», Ирина «Дым»).
Данная схема построения любовной истории и ее персонажи-типажи, несомненно, связаны с биографией и психологией Тургенева. Все перечисленные выше мотивы, образы и ситуации, действительно, имеют лейтмотивный характер в творчестве Тургенева; их широкое распространение в текстах есть как бы прикосновение писателя к собственным болезненным точкам, иногда автотерапия, иногда своего рода мщение. В поисках причин возникновения этих психологических расстройств Тургенева, мы пришли к выводу, что существенную роль в их развитии сыграли некоторые негативные факты формирования личности писателя, его воспитания: неблагоприятная семейная атмосфера, разобщенность родителей, деспотизм матери — все это не позволило развиться некоторым важным мужским качествам в характере Тургенева, что во взрослой жизни привело его к проблемам в отношениях с женщинами. У писателя сформировались определенные поведенческие установки, при которых женщина оказывается главной в отношениях, оказывается владельцем мужской воли; кроме того, развилась и боязнь, недоверие к институту брака, который, возможно плотно сросся в сознании писателя с той неблагоприятной семейной ситуацией, что он наблюдал в детстве дома.