XLV Международная филологическая научная конференция

Кино|текст: пространство фильма

Любовь Дмитриевна Бугаева
Руководитель
Хотя о пространстве фильма сказано и написано много, остаются заманчивые и малоисследованные области, о которых и пойдет речь на Кинотексте-2016.
1. Фильм можно прочитывать как карту или атлас, учитывая географию его действия. Йиджин Чжан предлагает для подобного подхода термин «полилокальность». Полилокальность — это многообразие географических локусов и интернациональная съемочная группа. Думается, что полилокальность — это также смешанное пространство, обладающее чертами и характеристиками взаимодействующих пространств. Итак, тема первая — полилокальность.
2. Границы и размеры пространства определяются социальным воображением и физическим перемещением экранных героев — медленным или быстрым. Передвигаясь (или оставаясь на одном месте) субъект расширяет или сужает границы своего мира — физического и/или социального. Тема вторая — движение и скорость.
3. Каждый локализованный в пространстве и прочувствованный момент настоящего впечатывается в наш разум и наше тело, становясь хранилищем личной географии. Воспоминания всегда пространственно локализованы и эмоционально окрашены, состоят из образа и чувства подобно прустовским пирожным Мадлен. Тема третья — эмоциональная география.

К участию в работе Кинотекста-2016 приглашаются все заинтересованные в исследовании и интерпретации кинематографических пространств. Приветствуются доклады по теории и практике российского и мирового кинематографа. Помимо главной — «пространственной» — темы на секции «Кино|текст» традиционно обсуждается соотношение кино и текста, кино и нарратива.

Интертекстуальные редупликации в киноязыке («Часы» С. Долдри)

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Актуализация пространства как форма интерпретации в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи»

Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

О поэзии в ранней отечественной кинематографии (по материалам Российского государственного архива кинофотодокументов)

Мария Владимировна Жукова
Докладчик
научный сотрудник
Университет г. Констанц, Германия

Эмоциональное пространство ребенка в мире взрослых: книга и фильм

Вера Борисовна Полищук
Докладчик
независимый исследователь

«Крошка Доррит» Ч. Диккенса: нарратив экранных версий

Маргарита Борисовна Капрелова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Эмоциональное воздействие на зрителя в американском кинематографе на примере жанра кинодрамы

Феофания Юрьевна Виталь
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Метатексты и гипертексты «Преступления и наказания» Достоевского в литературе и кино

Сергей Акимович Кибальник
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Похороны «человека в футляре»: А. П. Чехов в экранизации А. Разумного

Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Университет Штутгарта

Проблема национальной идентичности в фильмах «Мельница и крест» Л. Маевски и «Ида» П. Павликовского

Елена Сергеевна Кащенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Фабула о благородном разбойнике: литературная классика и новые киногерои

Ирина Валерьевна Розина
Докладчик
заведующий отделом
Всероссийский музей А.С.Пушкина

Пространство кино за пределами экрана: «Брат 2. 15 лет — Живой SOUNDTRACK»

Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

Полилокальность и гетеротопия в кинематографе

Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

От «Матрицы» к онтологической «матрешке»: Зачем голливудскому кино бесконечное количество пространств?

Николай Владимирович Поселягин
Докладчик
заведующий отделом
Журнал «Новое литературное обозрение»

Пространство кошмарной многозначности и многозначности кошмара («The Wall» Алана Паркера)

Алина Алексеевна Соломонова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Нью-Йоркский текст современного англоязычного кино

Пётр Александрович Волошин
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет

Художественное пространство фильма в динамике сюжета

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Периодическое время в кино

Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
старший преподаватель
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова

Dream Space: вне времени и пространства

Ирина Маковеева
Докладчик
директор
Council on International Educational Exchange

Путешествие на край социального воображаемого

Павел Арсеньевич Арсеньев
Докладчик
аспирант
Университет Лозанны (Швейцария)

Ирреальное путешествие героя в полилокальном пространстве фильма

Марина Александровна Шарапова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Пространство молчания: апофазис и эволюция киноискусства

Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет

Мир, из которого нельзя убежать: пространственная авторефлексия в советских фильмах 1920–1930-х гг.

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
преподаватель
Университет Тюбингена

«Несуществующее» пространство как историческое свидетельство

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Топосы и локусы (К риторике постсоветских ремейков)

Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Конструирование ландшафта в среднеазиатском истерне

Ян Сергеевич Левченко
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Шестая часть мира между эпосом и очерком

Илья Александрович Калинин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Производство «избранного» пространства. Донбасс в кинематографе сталинской эпохи

Андрей Апостолов
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Советское счастье: создание финальной пары в кинематографе сталинской эпохи

Василий Анатольевич Шевцов
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Пространство как документ: к вопросу об убедительности биографического нарратива

Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинонарративы и герменевтика пространства

Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Эстетический факт в пространстве фильма

Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

Анфилада «двойного театра» Николая Евреинова

Ольга Юрьевна Славина
Докладчик
доцент
Гамбургский университет

Четырехмерное пространство фильма и драматургическая модель Ю. Лотмана

Виктория Андреевна Фомина
Докладчик
доцент
Московский Городской Психолого-Педагогический университет

Статичные модели пространства как необходимое условие динамики телесности

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова