XLV Международная филологическая научная конференция

Еще раз о времени включения Русской Правды в новгородское летописание

Алексей Алексеевич Гиппиус
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

191
2016-03-14
12:40 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе предлагается модифицированная реконструкция истории включения текста краткой редакции Русской Правды в новгородское летописание. Продолжая относить его к XII в. и связывая с составлением свода 1167 г., автор пересматривает ряд ранее высказанных им положений, встраивая этот тезис в более экономную объяснительную модель.

Тезисы

В Новгородской первой летописи (Н1Л) и летописях Новгородско-Софийской группы (НСГ) представлены следующие основные варианты включения (и невключения) текстов Русской Правды краткой (КП) и пространной (ПП) редакций в повествование о событиях 1015–1019 гг.
1. В старшем изводе Н1Л (Синодальном списке) РПр отсутствует, нет и упоминания грамоты, данной новгородцам Ярославом.
2. В младшем  изводе Н1Л в конце статьи 6524 г. включена КП, вводимая фразой: «и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: «по сеи грамотѣ ходите, якоже списах вамъ, такоже держите».
3. В первой подборке Новгородской Карамзинской летописи (НК1), отражающей исходное состояние протографа НСГ, РПр отсутствует, а упоминание грамоты и устава читается в статье 6528 г.; под. 6544 г. в сходных выражениях  упоминается о еще одной грамоте Ярослава: («и людемъ написа грамоту, рекъ: «По сей грамотѣ даите дань»). Та же композиция — в Новгородской IV летописи, где, однако, в конце статьи 6524 г. добавлено: «О правдѣ. Правда Рускаа».
4. В Софийской I летописи та же композиция осложнена включением под  6527 г. ПрП. В работе [Гиппиус 1997], реконструируя историю включения РПр в летопись, мы исходили из того, что слова Ярослава о грамоте и уставе имеют смысл лишь как способ введения самой «грамоты»; апеллируя, вслед за А. А. Шахматовым, к Новгородскому своду XI в., мы полагали, что в последнем слова Ярослава, читавшиеся, как и в НIЛ мл., под 6524 г., вводили текст «Древнейшей правды» (ДрП). Это заставляло предполагать, что:
а) текст РПр (в виде ДрП) был изъят из летописи составителем свода начала XII в. (протографа Н1Л Син.), а позже, в виде КрПр, восстановлен на ее страницах в своде 1167 г.;
б) составитель протографа НСГ перенес упоминание «грамоты и устава» из статьи 6524 г. в статью 6528 г., также сократив следовавший за ним текст ДрП.
Это построение справедливо критиковалось как чрезмерно усложненное. В то же время мы не видим оснований отказываться от тезиса о включении КрП в летопись составителем свода 1167 г. Этот тезис занимает свое место в рамках более экономной модели соотношения текстов начального и раннего новгородского летописания, предложенной в наших работах.