XLV Международная филологическая научная конференция

Ранний Чехов: создание юморески

Ольга Владимировна Овчарская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2016-03-18
18:10 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе сделана попытка рассмотреть основные приемы построения чеховской юморески в контексте «малой прессы» (юмористических журналов XIX в.) и выявить сходства и различия между текстами будущего классика и текстами других авторов юмористических газет и журналов.

Тезисы

Творчество раннего Чехова привлекало внимание ученых намного меньше, чем зрелые произведения. Одной из самых ярких работ по этой проблеме остается статья С. Д. Кржижановского «Чехонте и Чехов (Рождение и смерть юморески)» [1], впервые опубликованная в газете «Литературная учеба». В ней автор описывает основные композиционные приемы построения чеховской юморески.
В нашем докладе мы бы хотели рассмотреть эту проблему в контексте «малой прессы» (юмористических журналов и газет 1880-х гг.): в чем сходство и различие, с точки зрения композиции и приемов создания комического, между текстами Чехонте и текстами других авторов юмористической журналистики? Ведь несмотря на то, что многие ранние работы Чехова кажутся читателю, знакомому с его поздним творчеством, довольно слабыми, среди коллег по юмористическим изданиям Чехов очень быстро завоевал признание.
На наш взгляд, стремление к структурированности текста и использование неожиданных композиционных приемов выделяло Чехова из общей массы юмористов. Самые удачные его ранние рассказы можно описать как наложение принципов юморески на материал традиционной для «малой прессы» сценки. Для юморески характерен повтор определенного набора элементов. Например, в тексте «Темпераменты» Чехов описывает человека каждого темперамента по одному и тому же набору характеристик (внешность, профессия и т. д.). Этот принцип повторяемости набора элементов Чехов использует и в сюжетных рассказах, что помогает соединить текст в одно целое, четче структурировать его.
Также в докладе уделяется внимание заглавиям ранних чеховских текстов. Часть из них традиционны для «малой прессы» и указывают на время или место действия («В ландо», «В вагоне», «Ночь перед судом»), но некоторые («Дурак», «Маска») соотносятся с композицией текста и могут быть истолкованы двояко.

Список литературы:
[1] Кржижановский С. Д. Чехонте и Чехов (Рождение и смерть юморески) // А. П. Чехов: pro et contra. Т. 2. СПб., 2010. С. 487–511.