XLV Международная филологическая научная конференция

Идеи Никколо Макиавелли в трактовке Марина Држича

Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

211
2016-03-17
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена идеям Никколо Макиавелли, которые представлены в письмах к Козимо I Медичи и комедиях Марина Држича. К проблеме общего и различного.

Тезисы

В Дубровницкой Республике Никколо Макиавелли был хорошо известен. К итальянскому политическому мыслителю, писателю, автору трактатов и комедий Дубровницкий сенат неоднократно обращался с приглашением занять место государственного секретаря. Сочинение Никколо Макиавелли «Государь» («Il Principe», 1532) пользовалось особым вниманием как у правящих кругов, так и у гуманистов Далмации и Дубровника. Политический проект, изложенный в трактате, привлёк Марина Држича своими светскими позициями подхода к проблеме государства. Особенно важно для драматурга было то, что Макиавелли пытался раскрыть не только законы общественного развития, основанные на данных истории, но и на понимании психики человека. М. Држич воспринимал трактат Макиавелли в свете назревших государственных проблем Дубровника и способов их решения. На протяжении всей своей жизни дубровницкий драматург стремился воплотить идеи макиавеллизма на практике, свой замысел политического переворота он изложил в письмах, обращенных к Козимо I Медичи. Его драмы свидетельствуют о том, что эти письма — плод многолетних раздумий автора, и их содержание позволяет увидеть многое, зашифрованное в пьесах М. Држича, таких как «Дундо Марое», «Скупой», «Трипче де Утольче» и других. Идеи Макиавелли стали одним из средств характеристики персонажей в комедиях Марина Држича. Макиавелли полагал, что следует приспосабливаться к времени и обладать доблестью. М. Држич идеи о счастье, судьбе и доблести перенёс в другую систему ценностей. Эти идеи уходят в быт, становятся ориентиром жизненной практики простого человека. Поэтому не случайно выразителем идей Макиавелли становится обыкновенный слуга Помет, а не властители, над которыми он смеётся в пьесе и которые, по его мнению, должны знать много больше, чем он, а они не обладают этим знанием. Помет — герой комедии «Дундо Марое» — своеобразный демиург дубровницкого общества, представитель истинных людей, как их называет М. Држич, «назбиль». Помет — не вымышленный персонаж, а образ реального дубровчанина, выразителя идей Макиавелли в их повседневном понимании. Лирический аспект творчества М. Држича предстаёт в этой комедии достаточно ясно, у нас есть все основания думать, что эпизод из биографии драматурга, в бытность, когда он был его слугой у немецкого аристократа, может быть рассмотрен как один из важных моментов его жизненного пути, имевших немалое значение для формирования его мировоззрения. В пьесе Кристофера Марло «Мальтийский еврей», в хрониках Шекспира «Ричард III» и «Генрих IV» идеи Макиавелли трактуются так, что власть можно удержать любыми средствами: беспринципностью, «политикой яда и кинжала». В то время как М. Држич не столько рассматривает проблему власти, сколько акцентирует внимание на типе человека, который обладает силой воли, доблестью.