XLV Международная филологическая научная конференция

Метанаррация в трилогии У. Голдинга «На край земли»

Анна Сергеевна Ласточкина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

14-П
2016-03-17
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен метанаррации, одной из наиболее характерных техник литературы постмодернизма, в трилогии У. Голдинга «На край земли». Демонстрируется, как метанаррация становится одним из основных способов конструирования читательского пути и реализации основных философских тем романов. Описывается, как эволюция дневника нарратора Тальбота отражает эволюцию Тальбота как персонажа.


Тезисы

Роман «Ритуалы плавания» построен как описание путешествия, создаваемое диегетическим нарратором Тальботом для своего высокопоставленного крестного. В первой главе читатель видит, каким Тальбот стремится сделать свой дневник: глава выдержана в едином стиле, лишена рефлективности, нацелена на адресата, а также аккуратна с формальной точки зрения. Далее романные события вносят коррективы в манеру письма Тальбота и в содержание его записей, что делает Тальбота рефлективным автором. Личный опыт ведения дневника противопоставляется условностям дневника как литературного жанра, подталкивая Тальбота и читателя к пониманию невозможности поставить знак равенства между литературой и реальностью, а также ограниченности возможностей литературы в описании жизни. Метанаррация становится одним из способов реализации центральной философской оппозиции романа — оппозиции абстрактного книжного знания и реальной жизни. Роман «В непосредственной близости» имеет форму дневника, создаваемого Тальботом для самого себя. Тальбот осмысляет опыт своего первого дневника и становится более сознательным автором, предпринимая попытки выстроить свое повествование: так, в начале романа он ищет темы и рассуждает о стиле письма. Случайно став автором сюжетного произведения, то есть изложенной в первом романе истории пастора Колли, Тальбот размышляет о том, как найти нового главного персонажа и создать сюжетный рассказ. Однако все его попытки оказываются безуспешными. Парадоксальным образом, второй роман гораздо меньше организован на событийном уровне, чем первый, но недостаток цельности на событийном уровне компенсируется высокой организованностью на иных уровнях, которые не доступны Тальботу как фиктивному адресанту. Метанаррация становится одним из способов реализации центральной темы романа — внутренней метаморфозы Тальбота. Роман «Огонь внизу» — повествование Тальбота, созданное им по окончании путешествия, поэтому оно является не набором дневниковых записей, а цельным ретроспективным рассказом. Следовательно, можно говорить об относительно больших возможностях нарратора в отборе релевантной информации и композиционном построении рассказа. Значительная временная дистанция разделяет Тальбота-персонажа и Тальбота-нарратора, что почти превращает последнего во всеведущего автора, способного располагать повествовательный фокализатор внутри главного персонажа. Роль метанаррации в романе ослабляется по сравнению с первым и вторым романами трилогии.