XLV Международная филологическая научная конференция

Изобретательная «литературность» испано-американского модернизма (к проблеме метода Рубена Дарио)

Мария Фёдоровна Надъярных
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

201
2016-03-18
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен самоидентификационно ценностной концептуализации смыслов художественной словесности в текстах и метатекстах испаноамериканского модернизма. Особое внимание уделяется творчеству Рубена Дарио — одного из главных теоретиков и практиков модернизма.

Тезисы

В 1920-е гг. П. Энрикес Уренья (вошедший в историю латиноамериканского самоосмысления как крупнейший филолог и философ культуры), размышляя об истории и современности латиноамериканской литературы, писал: «Всякое истинно великое произведение искусства создает собственную особенную выразительность, извлекает пользу из выразительных средств предшественников, но переделывает их, являя собой не сумму, но некий синтез, некое изобретение». [1] В аксиологии Уреньи (во многом восходящей к платонизму) понятие «изобретения» соотносилось с той гармонией художественной онтологии и феноменологии, которую знала Античность («Греки ясно различали poesis — эстетическое изобретение и tekhne — практическое подчинение правилу. Правило заключает в себе повторение, творчество заключает в себе изобретение» [2]), с теми идеальными воплощениями художественной полноты, которые Уренья находил в Испании Золотого века и в Древней Греции. В исследовании латиноамериканских поисков такой полноты особая роль придавалась поколению, «взбунтовавшему» на рубеже веков латиноамериканскую литературу, «скандализировавшему дилетантов простым именем модернистов». [3] Действительно, в испаноамериканском модернизме особое место занимает осмысление и открытие «для-себя-латиноамериканца» литературы и искусства как неких идеальных сущностей (того, что Уренья именует «poesis») в их временных и надвременных, универсальных и национальных смыслах. В текстах эпохи это осмысление соотносится с динамикой овладения языком в его поэтической функции; со становлением новой аксиологии литературного иносказания (и со становлением новых форм фантастики, научной фантастики, нового утопического дискурса); с новыми методами построения произведений; с новыми методами (само)именования на осознаваемом в его особости языке поэзии и т. д. Это научение себя литературе сопряжено с приобщением к принципам ars inveniendi (как особой техники искусства, и как особого метода познания), хотя сама проблема художественной изобретательности принадлежит в это время скорее культурному подсознательному, чем культурному сознанию и редко заявляется на открыто-идеологическом уровне. По-своему уникальным здесь оказывается метод Рубена Дарио, которому необходимо, на наш взгляд, уделять особое внимание.

Список литературы:
[1] Henríquez Ureña P. Obra completa. T. V: Escritos políticos, filosóficos y sociológicos. Santo Domingo, 2004. P. 415.
[2] Henríquez Ureña P. La Utopía deAmérica. Caracas, 1978. P. 70
[3] Henríquez Ureña P. Obra completa. T. V. P. 405.