XLV Международная филологическая научная конференция

Некоторые аспекты обучения китайскому языку в рамках дополнительного образования.

Екатерина Александровна Константинова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

417
2016-03-17
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Китайский язык — первый в мире по числу говорящих на нем и актуальность и интерес к изучению китайского языка в современном мире неоспорим. Однако методика преподавания китайского языка еще оформляется, особенно с учетом особенностей преподавания иностранного языка для маленьких детей и для специальных целей. Можно сформулировать общую цель обучения китайскому языку именно как средству межкультурной коммуникации.
Для осуществления поставленной цели необходимо следовать различным методам, в том числе и коммуникативный метод, постепенно формируя необходимые навыки и умения.

Тезисы

На сегодняшний день все большую актуальность приобретает изучение китайского языка. Большинство заинтересованных лиц — это непосредственно студенты неязыковых специальностей, выпускники различных вузов, сотрудники компаний, ведущих свою деятельность с азиатским регионом, все те, кто видит свое будущее, связанным с данным направлением. Однако китайский язык популярен не только среди взрослой аудитории, но и среди детской, начиная с самого раннего возраста. Многих детей приводят родители, оценивая важность и перспективность предмета изучения, многие дети сами просят об этом своих родителей, увлекаясь ушу или после просмотра тематических мультфильмов. Если говорить о взрослой аудитории то, надо еще отметить такой важный аспект как время, которое готовы потратить на знакомство и изучение нового иностранного языка. И это время довольно ограничено. Во-первых, это обусловлено и жизненными реалиями (необходимость командировок или переезда в страну изучаемого языка), во-вторых, желание и стремление к скорейшему результату, свойственное при получении дополнительного образования. Цель, которую ставят перед собой большинство учащихся, заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки освоить разговорный минимум, который позволит общаться на бытовые темы и понимать собеседника. Кроме того, непростой задачей является и освоение иероглифической письменности, необходимой для ведения переписки, в том числе и деловой, а также для стандартных нужд — чтение меню, объявлений и т. д. Таким образом, можно сформулировать цель обучения китайскому языку  именно как средству межкультурной коммуникации [Кочергин И. В., 2012, стр. 165]. Содержание обучения китайскому языку в рамках дополнительного образования может строиться с ориентированием на систему подготовки к международному квалификационному экзамену HSK (Hànyǔ Shuǐpíng Kǎoshì) на знание китайского языка для тех, кто не является носителем языка. С 2010 г. экзамен подразделяется на 6 уровней сложности: 1 уровень предполагает знание 150 общеупотребительных слов, 2 уровень — 300 слов, 3 уровень — 600 слов, 4 уровень — 1200 слов, 5 уровень — 2500, 6 уровень — 5000 слов. Экзамен включает в себя различные задания на проверку сформированных умений в аудировании, чтении и письме. Для осуществления поставленной цели и подготовки учащихся к данному экзамену необходимо следовать коммуникативному методу, формировать необходимые навыки и умения. Отдельной темой для обсуждения может стать отсутствие необходимых учебных пособий и практических материалов для подготовки учащихся в рамках дополнительного образования, фактически вся ответственность за качество и разработку материалов к уроку закрепляется за преподавателем.