XLV Международная филологическая научная конференция

Фабула о благородном разбойнике: литературная классика и новые киногерои

Ирина Валерьевна Розина
Докладчик
заведующий отделом
Всероссийский музей А.С.Пушкина

129
2016-03-15
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен фабуле благородного разбойника в русской литературной классике и кино. В центре внимания произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя; отечественные киноверсии «Дубровского» и реинкарнации образа благородного разбойника в современном российском кино. Особо отмечена актуализация фабульной традиции «благородного разбойничества» в период социального слома, неразрешенных кризисов и противоречий.

Тезисы

Истоки популярности фабулы о благородном разбойнике обнаруживаются в мифах и народных сказках. Из фольклора образ перешел в драматическую литературу, достигнув наивысшего развития в героико-приключенческом и романтическом жанре. Фабула о благородном разбойнике включает комплекс мотивов: утрата дома и социального статуса, оппозиция законной власти, испытание лидерством, измена соратника, искушение сотрудничеством с врагом, преследование, одиночество, смерть (метафорическая или реальная). Выделим еще один важный принцип: благородный разбойник живет и действует на своей родной территории, в определенном топографическом пространстве. При этом герой выступает хозяином, «владетелем» здешних мест, он безоговорочно властвует в лесу, степи, районе, городке. В благородного разбойника, следуя устоявшейся романтической модели и оставаясь верным принципам дворянской чести и морали, превращается главный герой незавершенного произведения А. С. Пушкина, офицер Владимир Дубровский. Незавершенный роман А. С. Пушкина нашел свое воплощение в отечественном кинематографе. В центре кинопостановки 1935–1936 гг. (реж. А. Ивановский) стихийный протест крестьян показан как революционное народное движение. Очередная попытка экранизации была предпринята в картине 1988 г. «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (реж. В. Никифоров). Телевизионный фильм, снят в лучших традициях жанра киноповести: неспешные крупные планы, соотнесенность с авторским текстом и т. д. Весной 2014 г. в кинопрокат вышла отечественная картина «Дубровский» (реж. А. Вартанов, К. Михановский). В XXI в. на авансцене новые герои своего времени. Сюжет разворачивается, и зрители погружаются в современные реалии российской глубинки, в которой, как оказывается, со времен крестьянских бунтов мало что изменилось. Фабульная традиция «благородного разбойничества» актуализируется в непростые времена социального слома, в эпоху кризисов и противоречий. В эпоху крушения надежд целого поколения молодых людей, не нашедших себе места в новых экономических реалиях России, криминальная романтика расцвела на подготовленной почве. Явление Саши Белого, героя кинематографической саги «Бригада» (реж. А. Сидоров), как знакового персонажа, представляется вполне закономерным. Создатели криминальной драмы использовали богатейшую кладовую национальной культурной памяти (как образы многочисленных лихих удальцов и атаманов, так и модусы литературных героев), обрисовав этапы сложного пути сильной личности: от праведности до беззакония, от эпизодов жизни простого парня до эпопеи криминального босса. Гангстерская сага остается в пределах отечественного дискурса. Фабула о благородном разбойнике предельно редуцирована современными массмедиа: «славный парень» превращается в героя «бандитских» сериалов.