XLV Международная филологическая научная конференция

Этнофеноменология. К вопросу о возможностях метода

Андрей Викторович Степанов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-03-15
10:00 - 10:30

Ключевые слова, аннотация

Основной вклад феноменологии в гуманитарное знание состоит в снятии фундаментальной дихотомии субъект / объект и, через это, в фокусировке исследовательских интересов на непосредственном жизненном опыте человека, посредством которого со-конституируется и мир и Я. В отечественной фольклористике и этнографии пионером в  применении феноменологического метода была Т. А. Бернштам, разрабатывавшая «имманентный» подход к народной культуре. В докладе рассматриваются дальнейшие возможности и перспективы развития данного подхода.

Тезисы

Говоря о применении феноменологических методик к предметным областям фольклористики и антропологии (чем и обусловлено  использование приставки «этно»), мы отмечаем, прежде всего, две взаимосвязанных перспективы поля деятельности. Первую из них мы просматриваем в подходе Т. А. Бернштам, называемым ею имманентным или феноменологическим и состоявшим в стремлении понять народную культуру, исходя из опыта самой этой культуры. Сам по себе этот способ понимания «чужой» культуры изнутри самой культуры (эмический подход) известен со времен Эдуарда Тэйлора. Но здесь ключевой является категория опыта — в ее особом понимании, предлагаемом феноменологией. Хотя к исследованию опыта прибегает не одна только феноменология, но именно она позволяет показать опыт из него самого, а не из внешних, якобы обуславливающих его причин и условий. Она делает это, опираясь на две таких своих базисных категории, как: 1) феномен — это «то как» мир явлен нам, т. е. модус в котором мир (как целое и в любом из своих аспектов) доступен нашему опыту; 2) вовлеченность в феноменальный мир (хайдеггеровское Dasein), достигаемая посредством трансцендендирования — ежемоментного выхода за пределы себя в мир, посредством чего со-конституируется и сам мир (как феномен) и экзистенция. Это дает основание, по меньшей мере, для таких выкладок, как: а) любой опыт мира является подлинным, и б) ни у одной конструкции мира нет преимуществ перед другой, оснований для подхода к ней с позиции «на самом деле». Горизонты, открываемые указанными положениями для исследования народной культуры, уже в силу самого факта исследования оказывающейся в позиции «другого», довольно заманчивы. Феноменологическая позиция дает возможность для доступа  к миру другого, т. е. возможность его слышать и — в перспективе — понимать, а не объяснять: понимать смыслы любой культуры, несомые ею для самой себя посредством ее песен, разговоров, телодвижений, религии, одежды, жилища и пр. Таким образом, появляется возможность увидеть самореферентные миры, устанавливающие условия собственной возможности: свою природу, свою психологию, свое истинное и ложное. Вторая перспектива, которая здесь открывается, это возможность описания (с феноменологической точки зрения: описать, значит сделать очевидным) дорефлексивных регистров опыта и состояний сознания.